Диана (шлюп)


«Диана» — русский трёхмачтовый парусный военный шлюп (1806—1813), первый корабль российской постройки, пересёкший экватор и совершивший кругосветное плавание под командованием В. М. Головнина (плавание И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского совершено раньше, но на кораблях английской постройки). Известен также участием в исследовании северной части Тихого океана и троекратным плаванием к берегам Японии под командованием П. И. Рикорда для освобождения Головнина и других русских моряков из японского плена.

Шлюп перестроен корабельными мастерами И. В. Курепановым и А. И. Мелеховым из транспорта для перевозки леса, построенного в 1805 году на Олонецкой корабельной верфи в Лодейном Поле на реке Свирь. Далее переправлен в Санкт-Петербург, где зимой 1806—1807 годах под руководством мастера Мелехова перестроен для океанского плавания и в конце весны 1807 года налегке переведён в Кронштадт для окончательного вооружения.

Артиллерийское вооружение — 14 шестифунтовых пушек, 4 восьмифунтовых карронад, 4 трёхфунтовых фальконета.

25 июля 1807 года, после необходимого довооружения, шлюп «Диана», имея на борту экипаж в 64 человека, покинул Кронштадт и отправился на Камчатку для доставки военного груза в бухту Петра и Павла и в Охотский порт, а также для исследования северной части Тихого океана.

20 декабря 1807 года «Диана» пересекла экватор и направилась к берегам Бразилии. В. М. Головнин с гордостью отмечал, что это был первый случай, когда русский военный корабль отечественной постройки оказался в Южном полушарии[1].

Пройдя по маршруту Кронштадт — мыс Горн — мыс Доброй Надежды, в Саймонстауне (Южная Африка), в 1808 году из-за начавшейся англо-русской войны шлюп был захвачен англичанами. В 1809 году, после 13-месячного пленения, команда шлюпа, воспользовавшись туманной штормовой ночью, сумела вывести его из бухты, избежав преследования английских военных кораблей, превосходящих русский шлюп и по огневому, и по парусному вооружению.