Пуантилизм


Пуантилизм (фр. рointillisme, от point — точка), или дивизионизм (фр. divisionnisme, от division — деление, разделение), — живописная манера, основанная на технике письма мелкими точечными мазками почти чистых красок[1]. На основе «разделительной манеры» в конце XIX века в среде художников Франции сложился определённый способ изображения, а на его основе — одно из художественных течений постимпрессионизма. Другое название — неоимпрессионизм, термин, который в 1886 году ввёл французский критик Феликс Фенеон в статье для бельгийского журнала «Современное искусство» (L’Art Moderne).

Изобретателем нового способа письма стал живописец Жорж Сёра. Он же придумал и термин «пуантилизм». Сёра следовал основному методу импрессионистов, но задумал преодолеть хаотичность и «беспорядочность» их техники, случайность композиции и мимолётных впечатлений, уводящих художника, по его мнению, в тупик субъективизма. Стихию свободного мазка Сёра стремился подчинить строгой методической системе, цвет — форме, распределение света и тени — закону дополнительных цветов. Именно для этого Сёра решил использовать технику раздельных мазков основными цветами спектра: красным, синим и жёлтым. Он отказался от механического смешения красок на палитре и на холсте в расчёте на то, что на некотором расстоянии они оптически смешиваются на сетчатке глаза зрителя. Такая техника должна была усилить «звучание» цвета.

Эту идею Сёра, как и Робер Делоне, изобретатель орфизма, нашёл в книге американского физика и художника Огдена Руда «Современная теория цветов» («Modern Chromatics», 1879), а также в брошюре «О законе одновременного контраста цветов» («Loi du contraste simultané des couleurs») французского химика Мишеля Эжена Шеврёля (1786—1889), который много лет возглавлял техническую лабораторию мануфактуры Гобеленов в Париже. В работе Шеврёля разъяснялись закономерности раздельного восприятия красок и их последующего «оптического смешения в глазу зрителя». Эта идея оказала значительное влияние на формирование творческого метода живописцев-импрессионистов и постимпрессионистов[2].