Динлины


Динли́ны (Dingling (кит. 丁零) или Гаочэ (кит. 高車), Чилэ (кит. 敕勒), Телэ (кит. 鐵勒, пиньинь Tíele), Тегрег (др. тюрк. (?) Tegreg)) — древний народ Южной Сибири, упомянутый впервые в китайском описании завоеваний хуннского шаньюя Модэ около 202 года до н. э. По китайским источникам, динлины происходят от хуннов и занимали земли от Енисея на восток до Байкала, по левую сторону Ангары[3][4].

В 93 году н. э. коалиция на территории Китая из сяньби, динлинов и чешисцев (жителей оазиса Турфан) разбила хуннов, а в 155 году н. э. сяньбийский вождь Таньшихуай разгромил хуннов, что привело к расколу хуннского этноса. Динлины, населявшие Южную Сибирь, появились в северной части Монголии после падения Хуннской империи. Но некоторая часть динлинов в короткий срок была ассимилирована северными хуннами[5] и сяньбийцами. Другая группа динлинов ушла вглубь Китая и постепенно китаизировалась. С IVV веков обосновались на территории Китая в составе южных сюнну. Играли довольно большую роль в варварских династиях. В самой же Центральной Азии динлины появляются вновь в конце IV века как враги табгачей. Немного позже вступают в соперничество с жуаньжуанями.

Около 487 года динлины образовали конфедерацию из 12 племён во главе с двумя братьями Афучжило и Цюнци. Этноним динлин продолжает использоваться, но одновременно возникают и используются другие транскрипции и переводы. Одним из них является гаочэ (или гаоцзюй) — «высокие повозки», другими — дили, тэлэ, чилэ, чжилэ и телэ.

Источники недвусмысленно подчёркивают кочевой хозяйственно-культурный тип и тюркоязычие динлинов. Несколько раз упоминается, что они говорят так, как сюнну, но с небольшими отличиями:

«… переезжают с места на место в зависимости от наличия воды и травы, одеваются в кожи, едят мясо, имеют такой же крупный рогатый скот, овец и прочих домашних животных, как и жуаньжуани, только колёса их повозок высокие, с очень большим количеством спиц» .

Китайские описания довольно детальны и, видимо, отразили непосредственные наблюдения. У динлинов не было верховного правителя, каждое племя возглавлялось самостоятельным вождём. Тем не менее, в случае набегов или возникновения внешней угрозы они объединяли свои силы. В битвах они не образовывали правильных боевых порядков и не могли выдержать упорного фронтального столкновения, полагаясь на мобильность и внезапные налёты. «Варвары» в своём поведении были далеки от ли (церемонного китайского этикета), что особенно ярко проявилось в брачных церемониях: