Диспенсационали́зм (англ. dispensation — распределение, период) — совокупность теологических представлений в христианстве, рассматривающих исторический процесс как последовательное распределение божественного Откровения по периодам, каждому из которых соответствует особый тип договорных отношений человечества с Богом. Основные идеи этого учения впервые сформулировал англо-ирландский священник Джон Нельсон Дарби.
Не имея базовых структур в виде каких-то масштабных религиозных организаций, диспенсационализм распространяется главным образом как теологическая традиция, сохраняя влияние на разные протестантские течения.
Сторонники учения склонны к буквальному пониманию эсхатологических пророчеств Библии. В данной связи диспенсационалисты придерживаются премиллениализма, предполагающего веру в Восхищение Церкви на небеса до, во время или после наступления времени правления антихриста («Великой скорби»).
Существует альтернативный взгляд на количество диспенсаций и их временные рамки, в котором период от Адама до Авраама считается одной эпохой, а время «Великой Скорби» перед тысячелетним царством выделено в отдельную эпоху.
Каждый этап начинается дарованием нового откровения от Бога людям. Откровение может даваться как отдельным людям (Авраам), так и целым народам (Израиль). При этом разность откровений не означает различности подходов к спасению, которое в условиях любой диспенсации осуществляется исключительно по благодати Бога и посредством жертвы, принесённой Иисусом Христом на кресте.
Диспенсационалистскими теологами подчёркивается особая роль Израиля, который не отождествляется ими с христианской церковью, вследствие чего в тесной связи с диспенсационализмом находится движение христианского сионизма. Также диспенсационалистский подход к толкованию библейских пророчеств разделяется многими направлениями мессианского иудаизма.