Дмай


«Дмай», также «Демай» (др.-евр.דמאי‏‎ — букв. «сомнительное») — трактат Мишны, шестой в разделе «Зраим». Содержит законы о пищевых продуктах растительного происхождения, относительно которых имеется сомнение, были ли от них должным образом отделены десятины.

Этимология и даже точное произношение слова «дмай» неясны. Так назывались плоды Земли Израиля, относительно которых не было уверенности о том отделялись ли от них десятины в соответствии с Моисеевым законом (этим темам посвящены трактаты Мишны «Трумот», «Маасрот» и «Маасер шени»). В противоположность этому продукты, от которых возношения и десятины заведомо не отделялись, назывались «несомненное» (ודאי — ваддай).

Царь Иоанн Гиркан I, правивший в конце II в. до н. э., решил проверить, насколько народ соблюдает законы об отделении возношений и десятин. Оказалось, что всеми строго отделяются только дары для священников-ааронидов («великое возношение»), а отделением десятин для левитов большинство пренебрегает. Однако, левиты, получая десятину, обязаны были выделять из неё в пользу священников десятинное возношение, которое, следовательно, к священникам также не поступало. Тогда Иоанн объявил, что употребление продукта, от которого не выделено десятинное возношение, составляет такой же грех, как и продукта с невыделенным великим возношением (здесь очевидна экономическая подоплёка в целях защиты интересов священников, к которым относился и сам царь). Вследствие этого установили, что человек, желающий строго соблюдать предписания религии, покупая продукты на рынке, должен считать их «сомнительными» (дмай) и отделять из них обе десятины. При этом левитам и беднякам десятины можно было не отдавать, так как сакральным статусом они не обладали и желающий получить их должен был доказать, что эти десятины не были отделены производителем продукта; но десятинное возношение священнику отдавалось обязательно.

Процедура отделения десятин от продукта-дмай заключалась в следующем. От продукта отделялась одна сотая часть, после этого объявлялось, что одна десятая продукта, включая отделённую часть, является первой десятиной, а отделённая часть — десятинным возношением от неё. Саму десятину, как первую, так и вторую, физически отделять не требовалось.

После разрушения Второго храма в 70 г. н. э. законы о возношениях и десятинах потеряли практическое значение, но в пределах земли Израиля люди, строго соблюдавшие религиозные предписания, продолжали исполнять в том числе и законы о «дмай», составляющие предмет рассмотрения в данном трактате.

Комментарии к Мишне имеются в Тосефте и в Иерусалимском Талмуде; в Вавилонском Талмуде трактат отсутствует.