Зраим


Зраи́м, Зераим[1] (ивр. זְרָעִים‎ — «семена; посевы») — первый из шести разделов Мишны. Состоит из 11 трактатов, 10 из которых посвящены законам Устной Торы, связанным с обработкой земли. Первый из трактатов, Брахот, посвящён законам благословений и молитв. В Вавилонском Талмуде из раздела Зраим есть комментарий лишь на трактат Брахот, в Иерусалимском Талмуде есть все 11 трактатов.

Зраим излагает и разрабатывает установления торы, которые касаются прав бедняков, коэнов и левитов на урожай, а также правила и законы об обработке и засеивании земли. Эти законы распределены по 10 трактатам, каждый из которых имеет дело с отдельным аспектом общей темы, давшей имя разделу. Первый трактат — Брахот посвящён ежедневным молитвам и богослужениям[2].

Список трактатов: Брахот, Пеа, Дмай, Килаим, Швиит, Трумот, Маасрот, Маасер шени, Хала, Oрла и Бикурим.

В Мюнхенской рукописи, написанной в 1343 году[3] раздел Брахот находится между Моэд и Нашим[4]. В Кодексе Мишны Кауффманна трактаты Маасерот и Маасер Шейни переставлены местами[5]. Скорее всего это связано с техническими причинами, а не с умышленным отклонением от принятой последовательности. Было сделано несколько попыток объяснить последовательность трактатов в разделе (Рамбам, «Введение в раздел Зераим»; Введение Соломона Сириллоса (Solomon Sirillos) к его Комментарию к разделу Зераим Иерусалимского Талмуда; и З. Френкель, Пути Мишны (Даркей ха-Мишна), с. 257). Среди определяющих факторов выделяют порядок, в котором законы появляются в Пятикнижии; число глав в трактате; частоту событий, требующих применения законов, обсуждаемых в трактате[6].

Брахот (Благословления). Имеет дело с молитвами и иудейским богослужением. Его установления касаются основных частей ежедневных молитв и форм благодарения бога за еду и по разным другим поводам. Содержит материалы, касающиеся публичных служб и индивидуальных молитв[7]. Состоит из 9 глав.

Пеа (Край). Объясняет законы края поля, где урожай должен быть отдан бедняку, а также другие обязанности материально помогать беднякам в соответствии со сказанным в Ваикра 19, 9—10; 23, 22; Дварим 24, 19—21. Состоит из 8 глав.