Дмитровлаг


Дмитровский исправительно-трудовой лагерь (также известен как Дмитровлаг, Дмитлаг, ДИТЛаг и ДИТЛ) — крупнейшее лагерное объединение ОГПУ — НКВД, созданное для строительства канала Москва — Волга имени И. В. Сталина. Канал был необходим в первую очередь для обеспечения растущей Москвы питьевой водой, а также подъёма уровня Москва-реки и Волги для обеспечения судоходства.

Создан приказом ОГПУ № 889с от 14 сентября 1932 года. Административно располагался на севере Московской области в городе Дмитрове (фактически — по всему протяжению канала и в других местах строительства), подчинялся ГУЛАГу. Просуществовал до 31 января 1938 года. Количество заключённых доходило до двухсот тысяч человек[1]. Главным архитектором канала являлся инженер Сергей Жук (заместитель — Владимир Журин, начальник производственного отдела — Н. В. Некрасов, инженер — бывший барон Ф. Н. Гревениц)[2].

Проект постройки канала Волга — Москва начал осуществляться после завершения Беломорско-Балтийского канала, где в Медвежьегорске для строительства был создан Белбалтлаг. Из данного объединения были переправлены кадры для управления вновь создаваемого лагерного объединения. Руководителем Дмитлага стал один из руководителей БелБалтлага — С. Г. Фирин.

Волгострой и Волголаг были задействованы на создании искусственного Рыбинского моря. Кроме того, труд заключённых Дмитровлага использовался на строительстве Северного канала (не реализован) и реконструкции Яузы (реализовано частично), строительстве Истринской плотины, Центрального аэродрома им. Фрунзе в Москве, Сталинской водонасосной станции, на лесозаготовках и торфоразработках.

В сентябре 1932 года в Дмитлаг начали прибывать по этапу заключённые из-под Ленинграда и из Средней Азии, Темниковских и Вишерских лагерей, Саровского ИТЛ и из Сибири. Иногда утверждается, что на 1 января 1933 года общее число заключённых Дмитлага составляло 1 миллион 200 тысяч человек[2]. Официальных подтверждений этой цифре нет (см. Раздел «Численность»).

Одним из первых участков строительства было определено Нагатино[3] для постройки Перервинского гидроузла (шлюзы № 10 и 11)[4], сюда заключённых начали привозить 26 октября 1932 года, а работа началась 23 ноября 1933 года[5]. Перервинская плотина (шлюз № 10) стала первым сданным объектом (1935 год)[6].