Довгирд, Анёл


А́нёл До́вгирд (Аниол Довгирд, Анел Станиславович Довгирд; пол. Anioł Dowgird; 2 декабря, по другим сведениям 11 декабря[1] 1776, Юрковщизна Мстиславльского воеводства — 26 апреля 1835, Вильно) — католический священник, мыслитель, теолог, психолог; профессор философии и логики императорского Виленского университета.

Родился в семье обедневшего помещика в имении Юрковщизна Мстиславльского воеводства (позднее Могилёвская губерния). С 1786 года учился в Мстиславльской иезуитской школе. В 1791 году в Любешове (Минская губерния) вступил в монашеский католический ордена пиаров и готовился к преподавательской деятельности в пиарском коллегиуме в Дубровице (Волынская губерния).

После обучения в Главной виленской школе преподавал географию, математику, физику, французский язык, поэтику и риторику в пиарских училищах в Лиде (1796), Вилькомире (1797), Россиенах (1798—1800), Витебске (1801), Щучине (1804—1806), Любешове (1807—1808). При нашествии Наполеона был капелланом Виленской гимназии и секретарём местного объединения пиаров. В 1814—1815 годах преподавал польскую литературу в пиарской семинарии в Домбровице.[2]

С 1816 года, когда возобновилась деятельность Главной духовной семинарии в Вильне, Довгирд исполнял обязанности её капеллана (до упразднения Виленского университета). Одновременно с 1818 года читал в Виленском университете лекции по логике и психологии, с 1821 года — курс теоретической и практической философии. В этот период опубликовал в журнале „Dziennik Wileński“ статью о философии кантианца Ф. Яронского (1817), монографию (курс лекций) «О логике, метафизике и моральной философии» (1821), в 1828 году — первую часть задуманной трилогии «Логика теоретическая и практическая» (Полоцк). В том же 1828 году защитил докторскую диссертацию по теологии «О чудесах». C перерывами преподавал в университете до его упразднения в 1832 году. Написал и издал несколько проповедей.

В философии Довгирда сочетаются теология и сенсуализм в духе Джона Локка, Кондильяка, шотландской школы (Томас Рид, Дугалд Стюарт и другие)[2]. Принимал концепции теории познания и логики Анджея Снядецкого, Джона Локка, Фрэнсиса Бэкона, критиковал субъективный идеализм Джорджа Беркли и Дэвида Юма, агностицизим и формализм Канта. Утверждал, что христианская религия и философия не противоречат разуму, мышлению. Главным объектом его исследований была логика, в которую включал теорию познания и некоторые проблемы психологии[1].

Философская система Довгирда включает в себя историю философии, логику, метафизику (натуральную теологию), моральную философию. Она сложилась во многом в полемике против взглядов Канта и кантианцев[3].