Доминантсептаккорд


Доминантсептаккорд (малый мажорный септаккорд V ступени[1]) — септаккорд, строящийся на V ступени (доминанте) мажора и гармонического минора. В классической гармонии он обозначается как D7 или V7. Доминантсептаккорд в функциональном отношении является наиболее полно выраженной доминантой[2].

Доминантсептаккорд ― важнейший аккорд доминантовой функции, обладающий наиболее ясно и сильно выраженным тяготением в тонику. Его переход в тоническое трезвучие является основанием для образования мажорно-минорной системы ладов и носит название разрешения доминантсептаккорда. Доминантсептаккорд является акустически правильным диссонансом, так как состоит из первых семи гармоник натурального звукоряда доминанты.

Для примера рассмотрим звукоряд До-мажора (C, D, E, F, G, A, B, C — до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до):

Пятая нота — G (соль) — является доминантой до-мажора. Начинаем строить септаккорд с неё (но не с До), и получаем доминантсептаккорд, состоящий из нот G-B-D-F (соль, си, ре, фа), который так и называется — доминантсептаккорд от ноты соль или G7.

В тональности Фа-мажор доминантой является «до», а в доминантсептаккорд входят ноты C, E, G, Bb (B бемоль) — до (первая гармоника), ми (третья гармоника), соль (пятая гармоника) и си-бемоль (седьмая гармоника).

Полный доминантсептаккорд разрешается в неполное тоническое трезвучие (без квинтового тона) с утроенной примой, при этом септимовый тон должен вестись только вниз на большую (в миноре) или малую (в мажоре) секунду, переходя в терцовый тон тонического трезвучия. Остальные голоса, составляющие по сути доминантовое трезвучие, идут по правилам мелодического соединения: бас скачком на кварту вверх или квинту вниз переходит в I ступень, в неё же разрешаются терцовый (вводный) и квинтовый тоны. Таким образом, тоническое трезвучие оказывается неполным (T–5).