Тяготение (музыка)


Тяготение — метафорический термин в русской теории музыки XX века, означающий восприятие слухом диссонантных созвучий (интервалов и аккордов), а также консонантных созвучий, несущих «нетоническую» функцию (доминанты, субдоминанты, атакты и др.), как «неустойчивых» по отношению к «устойчивой» тонике. Поведение всех звуковысотных структур (звуков, интервалов, конкордов, аккордов терцовой и прочей структуры) в тональности уподобляется физическому закону всемирного тяготения[1] — эти звуки и созвучия в разной степени наделяются «энергией» к «потенциальному движению» и «стремлением» к разрешению в тонику, понимаемую как главный устой любого лада."

«Метафизическая концепция» (фр. principe purement métaphysique) мажорно-минорной тональности была внедрена в эпохальном труде Ф.-Ж. Фетиса «Полный трактат о теории и практике гармонии» (Traité complet de la théorie et de la pratique de l’harmonie; 1844; многие переиздания). В рамках учения о гармонии Фетиса широко использовались псевдо-физические (в терминологии автора «метафизические») термины — «стремление» (фр. tendance), «притяжение» (фр. attraction), «движение» (фр. mouvement), «состояние покоя» (фр. repos) и т. п.[2]. В практических учебниках гармонии П. И. Чайковского (1874) и Н. А. Римского-Корсакова (1886) «тяготений» ещё нет. Римский-Корсаков, например, описывает «переход» (авторское слово) от диссонанса к консонансу без какой-либо метафизики. Никаких «тяготений» не описывается и в стандартном музыкальном справочнике начала XX века — «русском Римане»[3]. Впервые в российской науке термин «тяготение» регулярно использовал в своём учебнике гармонии Г. Л. Катуар (1924-25). Этот термин Катуар вводит без какой-либо дефиниции[4], а затем употребляет его неоднократно как нечто само собой разумеющееся[5].