Дом с беременными кариатидами


Дом с бере́менными кариати́дами (Руднёвка) — здание в Мещанском районе Москвы по адресу Большой Головин переулок, дом 22. До революции в нём располагался самый престижный публичный дом Грачёвки, знаменитого московского «квартала красных фонарей» в районе современной Сретенки[1][2]. Здание отличается насыщенным лепным декором фасада и украшено уникальными скульптурами — беременными кариатидами, которые служили своеобразной вывеской заведения[3].

В 1844 году при Сретенской полицейской части был создан специальный медицинский комитет, сотрудники которого дважды в неделю проводили осмотр всех работниц публичных домов: такая мера являлась попыткой остановить эпидемию венерических болезней, в тот момент охватившую столицу[2]. В Российской империи проституция была легальна, а для облегчения работы сотрудников нового комитета разрешение на открытие новых борделей стали выдавать как можно ближе к участку[4]. Так в районе Грачёвки (современная Трубная улица) начал стремительно разрастаться «квартал досуга», многочисленные описания которого оставили в своих произведениях современники Владимир Гиляровский, Василий Перов, Николай Щапов и другие[5]. В конце XIX века в этом районе было около 30 землевладений на 100 дворов, из которых 97 занимали «всевозможные притоны и вертепы»[6].

Большой Головин переулок, до 1906 года — Соболев, был самым разгульным из всей Грачёвки[7]. Атмосфера, царившая в этом месте, красноречиво описана в рассказе писателя Антона Чехова «Припадок». Литератор снимал жильё в районе Сретенки и ему постоянно приходилось менять квартиры из-за шума и неприличного поведения завсегдатаев местных кабаков и домов терпимости. Сохранилось его письмо владельцу издания «Новое время» Алексею Суворину с жалобой на отсутствие публикаций о проблемах района: Чехов прямо говорил, что «Соболев переулок — это рабовладельческий рынок»[8].

В 1875 году в середине переулка был построен трёхэтажный дом в стиле модерн, однако сведений об авторе здания не сохранилось: как и в случае с большим количеством окрестных домов, зодчие предпочитали сохранять анонимность и не вредить своей репутации работами в неблагополучных районах. В городском архиве Москвы сохранились чертежи перестройки конца XIX века, подписанные архитектором Николаем Воскресенским. К зданию был добавлен четвёртый этаж, а внутренние помещения перепланировали и разделили на множество отдельных маленьких комнат. Хотя в ряде источников Воскресенскому приписывают авторство всего проекта, исследователи истории Москвы предполагают, что знаменитый зодчий выступил лишь рецензентом и дал разрешение на проведение работ по долгу службы — в период с 1888 по 1894 год он занимал пост участкового архитектора[9][10].