Дюваль, Марк


Марк Дюваль (фр. Marc Duval (Du Val); около 1530, Сен-Венсан, вблизи Ле-Мана — 13 сентября, 1581, Париж) — французский придворный художник, живописец и гравёр. Ему атрибутируются работы Мастера виконта Люксембурга-Мортига (фр. Master of Luxembourg-Martigues[1]). Писал портреты французских гугенотов.

Биография Марка Дюваля известна главным образом благодаря обширным сообщениям его современника и соотечественника Франсуа Грюде, сеньора Ла Круа дю Мен. По его сведениям[2] Марк Дюваль — придворный художник последних королей из династии Валуа, носил прозвища «Бертан» (фр. Bertin, по имени своего отца, который носил это имя и также был художником и скульптором) и «Глухой» (фр. Sourd, которое дал ему король Карл IX)[3]. Он родился вблизи Сен-Венсана, недалеко от Ле-Мана. В своё время считался одним из лучших рисовальщиков и гравёров. Высоко ценились его портреты последних королей из династии Валуа, при дворе которых он работал, и парижских аристократов. Он умер в Париже вечером 13 сентября 1581 года во время, которое сам предсказал. Известны имена его супруги (Катрин) и дочери (Элизабет Дюваль, жившая также в Париже, имела способности к изобразительному искусству). Художник имел свой дом в Париже, на улице Grenelle.

Франсуа Грюде сделал свои записи через три года после смерти художника, но часть его сведений признаётся ошибочной[2]. Художник Марк Дюваль не фигурирует в парижских документах раньше 1572 году и вряд ли мог он быть до этого времени придворным художником. В документах отсутствуют упоминания и о его доме на улице Гренель. Предполагают, что Бертан, упоминаемый в документах в 1562 году, — не Марк Дюваль, а его отец (1519—1562[4]), которого Грюде принял за его сына, а сам художник никогда не носил такого прозвища. Тем не менее, семейное древо Дювалей, созданное в 1760 году, называет Бертана «художником и скульптором Франциска I», а Марка «художником Генриха II»[2].

Франсуа Грюде не сообщает ничего о религии художника. Это и большое количество изображений лидеров гугенотов дало основание искусствоведу Луи Димье видеть в нём протестанта. Он также предполагал, что Дюваль ездил в Италию и долгое время там жил. «Мастер Марко из Франции» в мае 1553 года работал по заказу кардинала Риччи в Палаццо Саккетти в Риме, а Карел Ван Мандер упоминает художника королевы-матери из Парижа, тоже по имени «Марко», обучавшего Бартоломеуса Спрангера в 1565 году искусству рисунка[2].