Д’Аньоло, Баччо


Баччо д’Аньоло (итал. Baccio d'Agnolo или итал. Bartolomeo d'Agnolo Baglioni; 19 мая 1462[1], Флоренция — 6 марта 1543, Флоренция[1]) — средневековый итальянский архитектор, скульптор[2] и резчик по дереву, работавший во Флоренции в XV—XVI вв[3].

Баччо д’Аньоло родился 19 мая 1462 года во Флоренции. «Баччо» — это сокращение от Бартоломео, а «д’Аньоло» — производная от Анджело (имени его отца).

Он начинал как резчик по дереву; между 1491 и 1502 годами выполнил большую часть декоративной резьбы в церкви Санта-Мария-Новелла[4] и Палаццо Веккьо во Флоренции.

Создав себе репутацию скульптора, д’Аньоло обратил свое внимание на архитектуру и учился в Риме; точное время его обучения неизвестно; но установлено, что уже в начале шестнадцатого века он вместе с архитектором Симоне дель Поллайоло был занят на оформлении интерьеров Палаццо Веккьо во Флоренции.

В 1506 году ему было поручено закончить барабан купола кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре; эта работа была приостановлена из-за резкой критики со стороны Микеланджело (который назвал работу «клеткой для сверчков») и она так и осталась незаконченной[5].

Баччо д’Аньоло также проектировал Палаццо Антинори, Палаццо Боргерини-Росселли дель Турко, Палаццо Бартолини-Салимбени. Дворец Бартолини стал первым домом, у дверей и окон которого были установлены «фронтисписы» (обрамления) колонн, которые раньше в Италии использовали лишь в церковных зданиях; за это нововведение флорентийцы сперва высмеивали д’Аньоло. Другой его работой, по сей день вызывающей восхищение, стала кампанила (колокольня) церкви Санто-Спирито.