Египтизирующий стиль


Египтизи́рующий стиль, египетский стиль, неоегипетский стиль[1], египетские мотивы (фр. retour d'Égypte, ретур-д’ежипт[2]) — стилевое течение в европейском искусстве, использующее темы, сюжеты, образы и формы искусства Древнего Египта, проявление египтомании. Интерес к древнеегипетской традиции возникал спорадически: впервые во времена Древнего Рима, однако апогей египтизирующего стиля приходится на конец XVIII — начало XIX веков, когда в результате Египетского похода Наполеона Бонапарта европейцы заново открыли для себя культуру Древнего Египта. Египетские мотивы стали неотъемлемой частью стиля ампир и многих неостилей второй половины XIX — начала XX века.

Важный этап развития египтизирующего стиля и возникновения моды на египетские мотивы связан с открытием в 1922 году английским археологом Говардом Картером гробницы фараона Тутанхамона. Последний раз египтомания затронула Европу в конце XX века, когда у стен Лувра появилась стеклянная пирамида, а на набережной Невы — очередной сфинкс.

Связь египетской царицы Клеопатры с Юлием Цезарем (с 48 г. до н. э.), её жизнь в Риме, а затем Последняя война Римской республики, завоевание Египта и превращение его в провинцию Римский Египет после морского сражения при мысе Акциум в 31 г. до н. э., проведение триумфа и доставка военных трофеев из Египта повлияли на распространение египетских мотивов в Риме. Древнеегипетское искусство, каким бы чуждым оно ни казалось римлянам, впечатляло таинственностью, экзотичностью и мистическим содержанием. Августовский классицизм с идеологией возвеличивания власти императоров, идеей божественного происхождения рода Юлиев, стремлением к монументальности и триумфальности архитектурных сооружений, оказался идеологически восприимчивым к таинственным формам египетского искусства, проникнутого своеобразным, но таким же имперским духом, в особенности искусства Нового царства империи Рамсесов (XIII—XI в. до н. э.). Кроме того, именно в это время с Востока в Рим проникали мистические религиозные культы, в том числе египетские.

Известно, что в 43 г. до н. э. на Марсовом поле были возведены храм Исиды и храм-серапеум Сераписа, окружённые стеной, украшенные обелисками и статуями. Третий район Рима даже носил название Isis et Serapis в честь другого, двойного храма этим богам. Раскопан храм Исиды в Помпеях. Вилла Адриана также несёт отчетливые черты влияния культа Сераписа, туда были вывезены статуи из Каноба.

Римляне ввели обычай, сохранявшийся столетиями — перевозить египетские обелиски и статуи и украшать ими свои города. До наших дней в Риме сохранилось 13 обелисков (из них 8 — подлинные, остальные — позднейшего происхождения; см. Список обелисков Рима). На Капитолийском холме были установлены фигуры львов из чёрного базальта египетского происхождения. В XVI в. их перенесли к подножию Капитолийской лестницы. Они сохранились до настоящего времени.