Единая система организации воздушного движения


Единая система организации воздушного движения Российской Федерации (сокращённо ЕС ОрВД; англ. Joint Air Traffic Management System of the Russian Federation, сокращённо Joint ATM System) — система, обеспечивающая безопасность использования воздушного пространства и приемлемый уровень безопасности полетов при обслуживании воздушного движения. Имеет стратегическое значение для государства и является важнейшим компонентом сохранения национальной безопасности. Деятельность Единой системы не подлежит ограничению или прекращению[1][2].

Система определяет отношения элементов и их полномочия в соответствии с организованной структурой для достижения цели — организации воздушного движения в РФ, обеспечивая устойчивую во времени упорядоченность и взаимосвязь, создавая единый динамичный и комплексный процесс. Полномочия каждого элемента (органа) определяются положением о нём, утверждаемым вышестоящим органом и соглашениями при разграничении полномочий между органами одного уровня, а также международными договорами[1][2][3].

Сама ЕС ОрВД как таковая не является ни каким-либо отдельно взятым юридическим лицом (организацией), ни каким-либо ведомством, но полномочия конкретных её органов могут возлагаться на определённые организации и ведомства РФ[1][2][3].

Единая система осуществляет свои функции в пределах воздушного пространства Российской Федерации, а также в той части воздушного пространства, где ответственность за организацию воздушного движения, возложена на Российскую Федерацию в соответствии с международными договорами[4].

В конце 1991 года произошел распад СССР, что повлекло за собой и распад Единой системы управления воздушным движением (ЕС УВД СССР), которая была сформирована за период с 1973 по 1983 гг[5], как совмещенная военно-гражданская система, обеспечивающая безопасное и эффективное использование воздушного пространства страны в интересах решения экономических и оборонных задач в условиях мирного и военного времени.

Фактически на формирование новой самодостаточной системы организации движения в воздушном пространстве РФ, потребовалось 15 лет (1992—2006 гг.).