Елисеев, Константин Степанович


Константи́н Степа́нович Елисе́ев (13 марта 1890, Санкт-Петербург10 июля 1968, Москва) — русский советский художник-сатирик, график, художник театра, кино и цирка.

Художественное образование получил в 1910—1914 годах в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. И. Творожникова, Ф. Ф. Бухгольца, А. А. Рылова, И. Я. Билибина[1].

В 1911—1917 годах работал оформителем фойе в петроградских театрах «Троицкий» и «Литейный», рисовал карикатуры на актёров труппы. Тогда же испробовал свои силы как исполнитель характерных ролей[2]. Публиковал сатирические рисунки в газетах и журналах: «Речь», «Петербургский журнал», а также дружеские шаржи в журнале «Театр и искусство». В 1918 году занимался в свободных художественных мастерских (б. Академия художеств) у В. В. Беляева.
В 1919 году вместе с семьёй уехал в Великие Луки, где как художник-оформитель участвовал в работе только созданного Великолукского театра. Там же состоялось знакомство с Cергеем Эйзенштейном, о чём позже написал очерк «Юность художника»[3]. Оформил ряд спектаклей: «На дне» М. Горького (1920, совместно с C. Эйзенштейном), «Сон на Кургане» Я. Купалы и другие. С начала 20-х годов занимался оформлением спектаклей в Первом белорусском драматическом театре в Минске[4].

По возвращении в Москву рисовал карикатуры на политические и бытовые темы для московских газет и журналов: «Гудок» (1922—1968), «Прожектор» (1923—1935), «Бегемот» (1924—1928), «Крокодил» (1924—1968), «Мурзилка» (с 1926)[5]. В 1922—1923 годах брал уроки у И. Н. Павлова во ВХУТЕМАСе. Был дружен с поэтами В. Маяковским и Я. Купалой[источник не указан 509 дней]. C. Эйзенштейн пригласил его работать над картиной «Александр Невский» (1938), где он стал художником по костюмам[6], там же на «Мосфильме» принял участие в создании фильма «Ленин в 1918 году» (1939)[7].

Во время Великой Отечественной войны находился в Тюмени, где рисовал карикатуры для журнала «Фронтовой юмор», выпускал Агит-окна для Отдела пропаганды и агитации при Тюменском горкоме[8].

В послевоенные годы работал в Московском цирке художником по костюмам и гриму, сотрудничал с Ленинградским театром эстрады и миниатюр под руководством Аркадия Райкина[4]. В период 1959—1961 годов занимался педагогической деятельностью — был руководителем студии карикатуристов при журнале «Крокодил»[8].