Евфроний


Евфро́ний (др.-греч. Εὐφρόνιος) — древнегреческий аттический вазописец и гончар конца VI — начала V века до н. э., крупнейший представитель «строгого стиля» и группы вазописцев-пионеров. Возможно, Ефроний начинал работать в чернофигурной технике. В росписях (с мифологическими и жанровыми сюжетами) художник стремился к передаче сложных движений.

Евфронию единодушно приписывается кратер, нелегально извлечённый из этрусского некрополя близ Черветери и проданный в 1972 году Метрополитен-музею за рекордную для того времени сумму в $1,2 млн. В 2008 году было достигнуто и выполнено соглашение о реституции кратера Евфрония[англ.] в Италию[1]. Работами Евфрония считаются также килики «Битва Геракла с Герионом» и «Всадник» из Государственного античного собрания в Мюнхене, а также несколько ваз в Берлине.

В собрании Эрмитажа этому мастеру в разное время приписывались кратер «Борьба Геракла с Антеем», «Псиктер с гетерами» и «Пелика с ласточкой».

Афинянин Евфроний родился, предположительно, в 535 году до н. э. Его жизнь и творчество пришлись на период процветания Афин, продолжавшийся всю вторую половину VI в. до н. э.[2] Исследователи причисляют Евфрония к так называемой группе пионеров — школе аттической вазописи, признающейся некоторыми вершиной этого вида изобразительного искусства[3]. Произведения мастеров этой школы отличает великолепное владение техникой краснофигурной росписи в сочетании с мастерским изображением человеческого тела. Для этого периода вазописи характерно появление новых форм керамики, где гармонично соединялись формы сосуда и его роспись. Это явление подразумевает согласованную совместную работу гончара и художника, в результате которой создавались выдающиеся произведения вазописи[3].

Ефроний расписывал керамику не только в краснофигурной, но и в чернофигурной технике. Так, ему приписывается роспись пелики, на которой с двух сторон изображены сцены из жизни торговца оливковым маслом. Сам выбор сюжета свидетельствует о веяниях нового стиля — изображение бытовых сюжетов было характерно именно для краснофигурной вазописи.