Чернофигурная вазопись


Чернофигу́рная ва́зопись — один из наиболее значимых стилей вазописи наряду с краснофигурной вазописью. Расцвет древнегреческой чернофигурной вазописи приходится на VII—IV века до н. э.

Для вазописи большое значение имеет форма сосуда, на который наносится изображение. Популярность форм варьировалась со временем: некоторые сосуды использовались только в определённый период времени, другие выходили из употребления, а третьи претерпевали со временем значительные изменения. Однако общим являлся принцип нанесения росписи. Созданные гончаром вазы сначала высушивались. Далее подсохшие до состояния сырца сосуды ещё до обжига расписывалась вазописцами — в своём большинстве рабами либо нанятыми ремесленниками, которые по сравнению с гончарами занимали более низкое положение в обществе. В технике чернофигурной вазописи изображаемый сюжет наносился на вазу глиняным шликером (глянцевой глиной, ранее ошибочно считавшейся лаком). Таким образом, это не было росписью в обычном понимании этого слова. Сначала рисунок наносился на вазу инструментом типа кисти. Детали внутри изображения прорисовывались с помощью насечек на шликере. Для проработки деталей часто применялись минеральные краски — красная и белая для орнаментов, элементов одежды, волос, гривы животных, деталей оружия и другого. Белая краска также использовалась для изображения женского тела. Оценить конечный результат росписи можно было только после сложного трёхкратного обжига. В процессе обжига глина сосуда приобретала красноватый оттенок, а шликер становился чёрным.

Несмотря на то что на различных территориях Греции, а также в различные периоды развития мотивы чернофигурной росписи могли значительно различаться, существует ряд общих тенденций, отличавших эпоху чернофигурной вазописи от предшествовавших ей ориентализирующей и геометрической. В первую очередь, именно в это время стали господствовать сюжетные композиции, вытеснив собой абстрактные орнаментальные композиции и ковровые изображения одинаковых фигур животных. Кроме того, вазописцы практически полностью отказались от заполнения пустот отвлекавшим внимание смотрящего заполнительным узором, стараясь, напротив, сконцентрировать влияние зрителя на, чаще всего, мифологическом сюжете.

Изображаемые группы людей приобрели качественно иной характер. Это уже не были безликие фигуры одинаковой величины, напоминавшие орнамент. Теперь вазописцы рисовали конкретные сцены с конкретными героями, выделяя среди них главных. Кроме того, принципиально новым явлением стало изображение на вазах различных неодушевлённых предметов, прежде всего технических сооружений: кораблей, архитектурных элементов и др. Новинкой стало и обилие текста на вазах: мастера стали гораздо чаще добавлять различные надписи, каким-либо образом пояснявшие изображаемый сюжет.