Ориентализирующий стиль


Ориентализирующий стиль, иначе протокоринфский стиль — художественный стиль в вазописи Древней Греции VII века до н. э.

Для этого стиля чёрнофигурной вазописи типичны заимствованные с Ближнего Востока мотивы с изображением грифов, сфинксов и львов. Характерен так называемый «страх пустого пространства», или «боязнь пустоты» (лат. horror vacui), когда всё свободное пространство плотно заполняется изобразительными и орнаментальными элементами. Другое название: «ковровый стиль». Основным центром изготовления керамики в этом стиле был Коринф. Ориентализирующий стиль был также популярен и у мастеров гончарного дела в Аттике.

С развитием этого стиля изменилась не только традиция росписи, но и формы сосудов. Если для предшествовавшего ориентализирующему геометрического стиля были характерны вытянутые вазы, иногда размером с человеческий рост, то вазы этого периода стали более приземистыми, широкими и низкими. Более активно в росписи стали применяться различные краски, которые использовались наряду с уже традиционным лаком[1].

Под влиянием восточных мотивов греческие мастера отошли от изображения в основном геометрического орнамента. Ему на смену пришло изображение растений и животных. Вместо геометрических прямолинейных узоров на керамические изделия стали наноситься различного рода стилизованные изображения цветов, листьев пальм, розетки. Гораздо больше стали наноситься и фигуры животных. В целом, люди и живые существа, хотя всё ещё и были весьма удалены от реальных, всё же стали изображаться более детализировано и натуралистично.

Значительно увеличился и диапазон самих изображаемых сюжетов. Широкое распространение получили сцены из древнегреческих мифов. Как уже было отмечено, гораздо чаще стали изображаться животные, причём в различных положениях и последовательностях. Однако их фигуры всё ещё изображались на плоскости, были будто «распластаны». Существовали и правила изображения некоторых животных. Так, голова пантеры всегда рисовалась в фас, а льва — в профиль, при этом их туловища также изображались сбоку.

В отличие от геометрического стиля, в ориентализирующем или, как его ещё называют, ковровом, расширилась палитра цветов. Помимо чёрного лака, цвет которого различался на вазах предшествующего периода часто не по воле мастера, а в силу недостаточной плотности нанесённого слоя, теперь стали использоваться различные оттенки пурпурной, а также белой краски[1].