Железная дорога Балтийского завода


Железнодоро́жная систе́ма Балти́йского заво́да — сеть железнодорожных подъездных путей колеи 1520 мм на Васильевском и Гутуевском островах в Санкт-Петербурге.

Железная дорога была основана в 1870-х годах для перемещения по территории завода грузов, которые затруднительно было перемещать гужевым транспортом, и поначалу была полностью изолированной, а для доставки материалов и подвижного состава приходилось делать перевалку с использованием водного транспорта. К 1908 году такая ситуация стала неприемлемой, так что для сокращения транспортных расходов и времени, затрачиваемого на доставку груза, Балтийский завод построил для нужд дороги паром-ледокол, способный вместить локомотив и 4 гружёных вагона; также были обустроены пристани для него на заводе и на Гутуевском острове. Это сделало использование железной дороги заметно более дешёвым и быстрым, чем любые другие методы доставки грузов на Васильевский остров, так что к концу 1920-х годов были проложены пути на соседние с Балтийским заводом предприятия, уложены несколько сотен метров пути на Галерном острове и на территории Адмиралтейских верфей, а также появился подъездной путь, соединявший сеть с линиями трамвая. После Великой Отечественной войны железнодорожная сеть завода несколько сократилась: были разобраны подъездные пути на соседние предприятия и к трамвайной системе, Адмиралтейские верфи также отказались от использования железнодорожного транспорта. После распада СССР транспортное хозяйство было сдано в аренду частной транспортной фирме, в использовании которой оно оставалось до 2015 года. На 2022 год система действовала.

Система Балтийского завода соединена с сетью Российских железных дорог на станции Новый Порт «Путиловской линии», где заводу принадлежит подъездной путь от станции к паромной пристани. Основная часть сети связана с внешним миром только посредством парома, при этом она имеет глухое пересечение с трамвайными путями на Косой линии, что, по мнению некоторых исследователей железных дорог, делает её не изолированной, а полуизолированной.

Балтийский завод был основан в 1856 году петербургскими предпринимателями Карром и Макферсоном как «Литейный, механический и судостроительный завод»[1][2]. Однако к 1871 году неумелое ведение дел поставило завод на грань банкротства[3], поэтому в феврале 1873 года Балтийский завод был передан под управление английского акционерного общества. Новые хозяева сразу занялись модернизацией, в частности, по территории завода были проложены железнодорожные пути[4] для перемещения тяжёлых грузов посредством локомотивов[5]. Необходимо это было потому, что завод состоял из двух частей: «Механической стороны» и «Корабельной стороны». На первой, расположенной между Косой и Кожевенной линиями, производили паровые котлы и машины, занимались кузнечными работами; на второй же, между берегом Невы и Кожевенной линией, собирали корабельные корпуса[6]. Из-за невозможности сделать кривые в некоторых местах были оборудованы поворотные круги[7].