Железная дорога Выборг — Йоэнсуу


Старая Карельская железная дорога (фин. Vanha Karjalan rata) между Выборгом и Йоэнсуу с колеёй 1524 мм, соединяющая станции Йоэнсуу, Сортавала, Хийтола, Каменногорск и Выборгский вокзал. Железная дорога была построена на территории Великого Княжества Финляндского. В 1940-х гг. эта железная дорога южнее станции Нийрала была передана Финляндией СССР согласно Московскому мирному договору, по результатам Советско-финской войны (1939—1940). На сегодняшний день большая часть пути расположена в Ленинградской области на Карельском перешейке, в Республике Карелия (Северное Приладожье) и в финской провинции Северная Карелия. Участок пути Маткаселькя — Йоэнсуу, проходящий через границу, используется для грузового движения, дорогу отремонтировали, уложили бесстыковой путь на бетонных шпалах. На сегодняшний день часть железной дороги, расположенная на территории России, входит в состав Санкт-Петербургского и Петрозаводского отделений Октябрьской железной дороги.

Решение о строительстве железной дороги длиной 311 км от Выборга до Йоэнсуу было принято в 1888 году. Работы по строительству были начаты в 1890, сразу после окончания работ по строительству железной дороги Савония.

Железная дорога от Выборга через Антреа (Каменногорск) до Вуоксенниска (79 км) была завершена в ноябре 1892 года, от Антреа до Сортавалы (139 км) — в ноябре 1893 года, от Сортавалы до Йоэнсуу (132 км) — в октябре 1894 года. На сооружении дороги в 1892 году работало 6000 человек[1].

Прямое сообщение между станциями Хийтола и Финляндским вокзалом в Санкт-Петербурге было открыто в 1917 году, через железную дорогу Рийхимяки-Санкт-Петербург (см. Железная дорога Санкт-Петербург — Хийтола).

Бомбардировка станции Элисенваара 20 июня 1944 года, во время Войны-продолжения, была самой сильной в финской истории; более сотни человек были убиты во время бомбардировки поезда с беженцами, эвакуировавшимися в Финляндию.[2]

После Второй Мировой Войны Карельский перешеек и т. наз. «Ладожская Карелия» вместе с населёнными пунктами Выборг, Хийтола, Элисенваара и Сортавала (Сердоболь) были переданы СССР, и большая часть станций железной дороги оказалась по советскую сторону границы. Согласно Московскому мирному договору, подписанному 12 марта 1940 года, финляндское правительство передало Советскому Союзу 240-километровый участок железной дороги Выборг — Антреа — Хийтола — Яаккима — Сортавала — Маткаселькя — Вяртсиля. Только 71-километровый участок Йоэнсуу — Нийрала остался на территории Финляндии.