Железная рельсовая дорога Сюррея


Железная рельсовая дорога Сюррея (англ. Surrey Iron Railway, SIR) - железная дорога с L-образными рельсами на гужевой тяге с примерно европейской колеёй, соединявшая бывшие города графства Сюррей Уондсуорт[англ.] и Кройдон, проходя через Митчам[англ.] (все ныне часть южного Лондона. Компания была основана Актом Парламента в 1801 году[1] и была открыта 26 июля 1803 года.[2]

К концу XVIII века на Британских островах уже было построено несколько коротких конок. Их основным назначением была перевозка полезных ископаемых до ближайшего канала для дальнейшей транспортировки.

Изначальный план для транспорта между Уондсуортом на реке Темза и промышленными предприятиями долины Уэндл был строительство каналов, которому дали ход в 1799 году, однако из-за опасений о нехватке воды план был изменен на конку. В качестве рельс была выбрана не стандартная ныне форма, а L-образная форма, в которой колесо катилось по внутренней стороне, удерживаемое внешней более высокой стенкой. Подобная система часто использовалась на железных дорогах до 1830-х. Эта рельсовая дорога стала первой публично подтвержденной полностью железной дорогой.[3]

Парламентский Акт с одобрением строительства получил Королевское одобрение 21 мая 1801 года, и сразу же были начаты работы под руководством инженера Уильяма Джессопа[англ.] и подрядом Бенджамина Аутрама[англ.]. Линия начиналась у причала Фрайинг Пэн Крик на реке Темза в Уондсуорте и плавно взбиралась через Тутинг[англ.] и Митчам вдоль долины реки Вандл вплоть до Кройдона, где была построена конечная остановка. Также была построена ветка в сторону городка Хэкбридж, где находились жмыховые мельницы.

Уставный капитал составил £35,000,заёмный - £15,000, однако общая стоимость составила £60,000. По дороге возили известь, мел, глина для мастерских и сельскохозяйственные продукты в Лондон, а в обратном направлении - уголь и навоз из сельской местности вокруг железной дороги. Лошади и мулы были единственной задействованной движущей силой, также по дороге никогда не провозили пассажиров.

Линия представляла собой платную железную дорогу, где независимые перевозчики использовали свои собственные вагоны и лошадей. Компания не управляла своими собственными поездами.