Железнодорожный транспорт во Владимирской области


Владимирская область обладает развитой сетью железных дорог. Пересекающие её территорию три транзитных хода, связывающие европейскую часть России с Уралом и Сибирью (Москва — Нижний Новгород — Котельнич — Пермь — Екатеринбург, Москва — Казань — Екатеринбург, Москва — Ярославль — Котельнич) и ряд других железных дорог наряду с автомагистралями федерального значения формируют удобное и благоприятное транспортно-географическое положение региона.

Основная часть железных дорог Владимирской области принадлежит Горьковской железной дороге (ГЖД), также имеются участки Московской и Северной железной дорог. Общая протяжённость — 934 км, плотность железнодорожной сети — 320 км на 1000 км² территории[1]. Железные дороги общего пользования, осуществляющие пассажирские перевозки, имеются во всех районах области. Крупнейшие узловые станции: Александров I, Бельково, Владимир, Ковров I, Муром I; станции стыкования — Бельково, Вековка, Владимир, Ковров I, Муром I. На территории области работают основные локомотивные и моторвагонные депо Муром и Александров, оборотные депо на станциях Владимир, Ковров I, Вековка.

Отправление пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования по Владимирской области в 2006 году составило 15,02 миллиона человек, в 2007 году — 12,04 миллиона человек, в 2008 году — 12,08 миллиона человек. По этому показателю Владимирская область занимает четвёртое место в Центральном федеральном округе (после Москвы, Московской и Воронежской областей)[2]. Со станций области в 2008 году было отправлено 3,3 миллиона тонн грузов[3].

С 1 января 2011 года организацией пригородного сообщения во Владимирской области занимаются пригородные пассажирские компании — Волго-Вятская, Центральная и Северная. В 2011 году Волго-Вятской пригородной пассажирской компанией было перевезено 3,7 млн пассажиров (25 % от перевозок пассажиров общественным транспортом по территории области), Центральной и Северной — 2,1 млн пассажиров[4].

Первой железной дорогой, прошедшей по территории нынешней Владимирской области, стала Московско-Нижегородская железная дорога. Её строительство началось в мае 1858 года, движение от Москвы до Владимира было открыто в 1861 году[5]. 19 марта 1861 года с экстренным поездом из Москвы во Владимирскую губернию пришла радостная весть об отмене крепостного права — было доставлено несколько тысяч экземпляров «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». 14 июня 1861 года был отправлен первый пассажирский поезд из Владимира в Москву. Сохранившиеся ведомости следования составов в первый год эксплуатации дороги, в частности, указывают, что пассажирский поезд от Владимира до Москвы находился в пути 16 часов, а скорый — 13.

В 1862 году был открыт для движения участок от Владимира до Нижнего Новгорода, в 1878 году участок Москва — Владимир стал двухпутным, к 1892 году уложены вторые пути от Владимира до Нижнего Новгорода[6].