Железнодорожный транспорт в Германии


Железнодорожный транспорт в Германии — крупнейшая в Центральной Европе железнодорожная сеть. По состоянию на 2015 год, эксплуатационная протяжённость путей составляет 33,3 тысячи километров, 19 983 км из них электрифицированы. Основным оператором является компания «Deutsche Bahn»[1]. Её подвижной состав насчитывает более 4000 локомотивов, 12 000 моторвагонных составов и почти 19 000 вагонов. Ежегодно железные дороги Германии перевозят более 2 миллиардов пассажиров и 267,9 млн тонн грузов[2].

Первым немецким городом, где начала действовать железная дорога, был Нюрнберг (1835). С историей немецких железных дорог можно ознакомиться в Нюрнбергском музее транспорта и его филиалах.

Железнодорожный транспорт Германии управляется компанией «Deutsche Bahn» (DB), помимо которой на сети работают ещё около 1500 более мелких частных организаций. DB имеет множество дочерних предприятий, в том числе:

Пригородные и межрегиональные железнодорожные перевозки осуществляют также частные компании, например, NordWestBahn[нем.], Metronom Eisenbahngesellschaft (и её дочерняя компания Enno[нем.]) и National Express Holding[нем.][3]. Убытки компаний от пригородных перевозок частично компенсируются за счёт субсидий из бюджетов федеральных земель Германии[4]. Однако главная финансовая поддержка деятельности пригородного пассажирского комплекса оказывается из федерального бюджета, средствами из которого обеспечивается 55-75 % дохода перевозчиков[5]. Эти меры способствуют росту пассажирооборота, который в период с 2000 по 2014 года увеличился на 36 %[6]. Подвижность населения в пригородном железнодорожном сообщении составляет 30 поездок в год на человека, что превышает аналогичный показатель для России в 5 раз. При этом доля DB Regio на рынке пригородных перевозок в общем объёме выполненной поездо-километровой работы сокращается. С 2000 по 2014 год она снизилась с 94 % до 70 %[7].

В пяти немецких городах: Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Франкфурте-на-Майне и Нюрнберге — имеются метрополитены. Их эксплуатация осуществляется муниципальными транспортными компаниями.

40 % железных дорог общего пользования в Германии не электрифицировано. Остальные электрифицированы переменным током частотой 16,7 Гц и напряжением 15 кВ. Такая же система электрификации используется в Швейцарии и Австрии, что облегчает железнодорожное сообщение с этими странами. Железные дороги других соседей Германии имеют отличные от немецкой системы электрификации.