Deutsche Bahn


Deutsche Bahn AG (нем. Deutsche Bahn Holding; сокращённо DB AG или просто DB) — немецкая компания, основной железнодорожный оператор.

Юридически является субъектом публично-правовой собственности (нем. Sondervermögen) — акционерной компанией со стопроцентным государственным участием. Использует самоназвание Die Bahn, обозначающее «путь», «дорога» и являющееся в данном случае синонимом термина «железная дорога». Штаб-квартира компании находится в здании BahnTower в Берлине.

В 1920 году была создана компания Deutsche Reichsbahn, объединившая железнодорожные компании отдельных земель Германии. После окончания Второй мировой войны компания была разделена, в ГДР она сохранила то же название, а в Западной Германии была переименована в Deutsche Bundesbahn (сеть французского оккупационного сектора была присоединена к ней в 1951 году). Роль железнодорожного транспорта во второй половине XX века постепенно снижалась в пользу автотранспорта, максимум грузов по железным дорогам ФРГ был перевезен в 1974 году — 351,8 млн т, а к 1990 году этот показатель снизился до 275,1 млн т. Максимум пассажиров (1,47 млрд) был перевезен в 1957 году, а к 1990 году пассажиропоток упал до 1,04 млрд. Это компенсировалось развитием других направлений деятельности, в первую очередь городских электричек S-Bahn. Всю свою историю Deutsche Bundesbahn была убыточной и поддерживалась государственными субсидиями, одной из основных проблем была слишком большая численность персонала: в 1948 году в Deutsche Bundesbahn работало 602 тыс. человек, к 1990 году численность была сокращена до 246 тыс., однако всё равно расходы на персонал составляли 70 % всех производственных расходов; кроме этого, у Deutsche Bundesbahn был собственный пенсионный фонд. Другими проблемами были большой долг и государственное регулирование тарифов[2][3].

В 1994 году государственные железнодорожные общества ФРГ (Deutsche Bundesbahn)и ГДР (Deutsche Reichsbahn) были объединены под названием Deutsche Bahn; государство взяло на себя долг новой компании в 67 млрд дойчемарок, а также пообещало возместить расходы на модернизацию восточногерманской сети. Однако долг вновь начал быстро нарастать, всё большей проблемой становилась изношенность инфраструктуры и подвижного состава Deutsche Bahn. В июне 1998 года произошла крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории Германии — крушение ICE у Эшеде[2].

В 2002 году была поглощена логистическая компания Schenker. В апреле 2010 года Deutsche Bahn объявила о покупке крупнейшего на Европейском континенте негосударственного оператора пассажирских железнодорожных перевозок британской компании Arriva. Сумма сделки составила $2,45 млрд[4].

На Германию в 2022 году пришёлся 51 % выручки, на остальную Европу — 28 %, на Азиатско-Тихоокеанский регион — 11 %, Северную Америку — 8 %, другие регионы — 2 %[1].