Сорель, Жорж


Жорж Эжен Соре́ль (фр. Georges Eugène Sorel; 2 ноября 1847 — 29 августа 1922) — французский философ, публицист и политик[5]. Автор теориисорелианизма[en][6][7]. Теория Сореля о роли мифологии в жизни людей, в особенности, — национальных мифов, оказала заметное влияние на теории социализма, анархизма и фашизма[8]. Выступал апологетом насилия в политике[9]. С одобрением относился к русскому большевизму и итальянскому фашизму (Перейти к разделу «#Идеология »).

Окончил Политехническую школу, работал транспортным чиновником. С 1879 года он жил в Перпиньяне. В 1892 году, когда ему было 45 лет, ушел на пенсию и до самой смерти жил на ренту, активно участвуя в политической жизни Франции.

В 1889 году опубликовал свои первые произведения — «Процесс Сократа» и «Вклад в мирское изучение Библии». В этот период его в основном занимали проблемы морали. В период с 1902 по 1909 год он увлекался философией Анри Бергсона. Его считают анархо-синдикалистом, однако он в 1909 г. выразил восхищение идеологом монархизма и национализма, основателем крайне правой организации «Аксьон франсез» Шарлем Моррасом.[10] После Октябрьской революции 1917 г. в России Сорель стал поклонником большевизма и его вождя — Ленина, а незадолго до своей смерти высказал одобрение лидеру итальянских фашистов Бенито Муссолини.

К либеральной демократии Жорж Сорель относился с величайшим презрением. В своей самой известной книге «Размышления о насилии» (1906 г.) он писал: «Опыт показывает, что во всех странах, где демократия может спокойно развиваться сообразно своей природе, господствует подкуп в самом бессовестном виде, причём никто не считает нужным скрывать своих мошеннических подделок». Сорель писал: «Возвышенное умерло в буржуазии, и поэтому она обречена». Буржуазия, полагал он, «осуждена на смерть» и «её исчезновение лишь вопрос времени». Сорель убеждал, что есть лишь одно средство спасения мира от буржуазного декаданса — пролетарское насилие. При этом идея насилия в его концепции сопряжена с идеей всеобщей стачки, которая должна стать основным орудием революции.

Сорель также надеялся, что пролетарское насилие возродит боевой дух у буржуазии, «влияя на буржуа, разбудит в них классовое сознание», наполнит их «духом бодрости, неутомимости, неумолимости, которым отличались основатели новой промышленности». Он доказывал: «чем капиталистичнее будет буржуазия, чем воинственней будет настроен пролетариат, тем больше выиграет движение». С помощью насилия пролетариат, по его мнению, не добьётся немедленного улучшения своего материального положения, но зато он «спасёт мир от варварства». Поэтому «насилие пролетариата, понятое, как манифестация, свидетельствующая о сознании классовых интересов, является прекрасным героическим подвигом».