Жемина


Жеми́на или Жями́на (лит. Žemyna: от «zeme» — «земля») — в литовской мифологии богиня земли; персонификация земли[1]. Нередко её называли Zemele — «землица», в то же время, слово zemyna употреблялось по отношению к самой земле[2].

Жемину упоминали Ян Ласицкий (1582), Микалоюс Даукша (1653), Матфей Преторий, Яков Бродовский (1740), а также описания мифов, легенд, молитв[3].

Жемина является дочерью солнечной богини Сауле и Луны (лит. Mėnuo/Mēness). Её братом-близнецом считается Земникас (лит. Žemėpatis), который руководит садами, а Жемина — полями. В фольклоре выступает как жена громовержца Перкунаса и занимает в пантеоне второе место после него[1]. Они составляли типичную индоевропейскую пару матери-земли и отца-неба[4].

Жемина считалась богиней плодородия, всего живого, сельскохозяйственных культур и всей растительности. Жемина также имела власть над змеями. К земле часто обращались в заговорах, в частности, от укуса змей[1].

Считалось, что всё рождённое землёй туда и возвратится, поэтому Жемина принимала мёртвых, разделяя обязанности с повелительницей мира мёртвых Велю мате. В ряде текстов указывается, что Жемина вместе с богиней судьбы Лаймой определяет дату рождения человека[5]. Земля - родительница всего живого, и из её чрева выходят все порождения живого хтонического мира, основная функция Жемины - давать жизнь[2].

Матфей Преторий описал ритуал žemyneliauti, справляемый на свадьбах или после сбора урожая. Окропив почву со словами «Дорогая Земля, ты даёшь мне, и я даю тебе», глава дома выпивал кружку пива и клал в борозду хлеб[1]. Затем он резал курицу или петуха, которого готовили и съедали семьёй за праздничным столом. Каждый член семьи получал в руку ломоть хлеба со словами молитвы и благодарности. Остатки еды и кости посвящались богини (закапывались или сжигались)[3]. Такой обряд совершали в важные этапы жизни человека: рождение, свадьба, смерть.