Загробный мир в древнегреческой мифологии


В древнегреческой мифологии души после смерти попадают в загробный (потусторонний) мир. По представлениям древних греков, в момент смерти душа отделяется от тела, принимая форму умершего человека, и приближается ко входу в подземный мир, где продолжит загробную жизнь. Сам загробный мир — иногда известный как Аид, в честь своего бога-покровителя, — находится либо за границами Океана, либо в недрах земли. Он считается темным аналогом сияния горы Олимп, где царство мертвых соответствует царству богов.[1] Аид — это мир, невидимый для живых, созданный исключительно для мертвых. В ранней мифологии (например, в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера) мертвые группировались без разбора и вели призрачное посмертное существование; однако в более поздних текстах (например, в философии Платона) стали появляться элементы посмертного суждения, когда хорошие и плохие люди были разделены.[2]

Существует шесть основных рек, которые видны как в живом мире, так и в подземном. Каждая из рек предназначалась для определённой категории умерших. Их названия отражают эмоции, связанные со смертью.

Перед входом в загробный мир живут Траур (Пентос), Тревога (Кюре), Болезнь (Носос), Старость (Герас), Страх (Фобос), Голод (Лимос), Потребность (Апория), Смерть (Танатос), Агония (Алгея) и Сон (Гипнос). Они живут перед входом вместе с Радостями (Гаудия). На противоположном пороге находятся Война (Полемос), Эринии и Раздор (Эрида). Близко к дверям множество зверей, в том числе кентавры, Сцилла, Гекатонхейры, Горгон, Лернейская Гидра, Гериона, химеры и гарпии. Среди всего можно увидеть Вяза, где грёзы наяву (Онейрой) цепляются за каждый лист[7].

Душа, которая входит в загробный мир, несёт под языком монету, чтобы заплатить Харону за переправу через реку. Также Харон может допустить посетителей, которые несут Золотую ветвь. Внешность Харона описал римский поэт Вергилий в первом столетии до нашей эры[8]: «Мрачный и грязный Харон. Клочковатой седой бородой. Все лицо обросло - лишь глаза горят неподвижно, плащ на плечах завязан узлом и висит безобразно. Гонит он лодку шестом и правит сам парусами, мёртвых на утлом челне через тёмный поток перевозит. Бог уже стар, но хранит он и в старости бодрую силу». Хотя Харон переправляет большинство душ, некоторым из них он отказывает. Это непохороненные, которые не могут попасть в загробный мир.

Врата подземного мира охраняет Цербер. За ним судьи подземного мира решают, куда отправить души мертвых — на Острова Благословенных (Элизиум) или в Тартар[9].

Тартар не считается непосредственной частью загробного мира. Он находится от него на таком же расстоянии, как земля от неба[10]. Здесь так темно, что «ночь окружает его в три ряда, как воротник шею, а над ним растут корни земли и неубранного моря».[11] Зевс бросил Титанов вместе со своим отцом Кроносом в Тартар после победы над ними.[12] Гомер писал, что Кронос стал царем Тартара.[13] Хотя Одиссей не видел самих Титанов, он упоминал о людях в загробном мире, которых наказали за их грехи.