Зал Вантадур


Зал Вантадур (фр. Salle Ventadour) — парижский театр, располагавшийся на улице Нёв-Вантадур, ныне улица Меюль (II округ Парижа). Он был построен с 1826 по 1829 год для Оперы-Комик по проекту известного архитектора Жака-Мари Юве. Первоначальное здание театра было рассчитано на 1106 зрителей, но впоследствии оно было передано Театру итальянской комедии, а его вместимость увеличена до 1295 зрителей в 1841 году. Большинство опер итальянского композитора Джузеппе Верди впервые исполнялись во Франции именно на его сцене. Когда в 1878 году итальянская труппа прекратила свою деятельность, здание театра было отдано под офисы.

Опера-Комик впервые выступила в зале Вантадур 20 апреля 1829 года. Программа включала одноактную оперу «Два мушкетёра» Анри-Монтана Бертона, увертюру к опере Этьенна Мегюля «Юный Генрих» и трёхактную оперу «Невеста» композитора Даниэля Обера на либретто Эжена Скриба[1]. Опера-комик представила 32 премьеры за время своего пребывания в зале Вентадур, в том числе одну из последних опер Франсуа-Адриена Буальдьё «Две ночи», поставленную 20 мая 1829 года, оперу «Фра-Дьяволо» Обера (28 января 1830 года) и оперу «Цампа» Фердинана Герольда (3 мая 1831 года)[1][2][3]. После 22 марта 1832 года Опера-Комик покинула Зал Вентадур и перебралась в зал Бурс, где дала первое представление 24 сентября того же года[1][4].

Зал Вантадур заново открылся 10 июня 1834 года как театр Нотик («морской театр»)[1], который носил это название из-за того, что одни из главных его представлений давались с использованием бассейна с водой на сцене. Его репертуар включал балет-пантомиму «Ундины», основанную на повести Фуке «Ундина» о водяной фее, которая выходит замуж за рыцаря, чтобы спасти свою душу, и использовавшую музыку из одноимённой оперы Гофмана, балет «Вильгельм Телль» на музыку немецкого композитора Жака Струнца; одноактный балет «Новый Робинзон», в котором также использовалась вода, а также шинуазри «Чао-Кан». Они перемежались выступлениями хоров Карла Марии фон Вебера и других музыкантов, исполняемыми членами немецкой труппы, которая в то время создавалась в Париже. Отзывы критиков были не очень хорошими, и со временем аудитория театра уменьшилась.