Западное христианское монашество


Западное христианское монашество — религиозная практика монашества, распространённая в Католической церкви, а также ряде протестантских церквей.

Родиной христианского монашества является римский Египет (Фиваида), где в IV веке первый монастырский устав создал римский легионер Пахомий Великий. Оттуда монастыри распространились по восточным (азиатским) провинциям Римской империи. Амвросий Медиоланский учредил монастырь около Милана[1]. Однако центром распространения западного монашества стала римская Галлия. Здесь первые монастыри (Лигуже и Мармутье) учредил ещё один римский легионер Мартин Турский. Также одним из старейших считается Леринское аббатство, созданное в 410 году Гоноратом. Значительная роль в передаче монастырского опыта с Востока на Запад принадлежит «идеологу монашества» Иоанну Кассиану[1], который в 415 году создал в окрестностях Марселя Сен-Викторское аббатство.

На Западе монашество рано вызвало значительную оппозицию, чего почти вовсе не было на Востоке. Оппозиция эта направлялась не только против крайностей аскетизма (в этом отношении характерны постановления Гангрского собора, около 363 года); она шла и против самого учреждения, против принятого понимания роли монашества, как мы это видим у Вигиланция и Иовиниана. Иовиниан, сам всю жизнь остававшийся монахом, утверждал, что пост, безбрачие, аскетизм сами по себе не составляют особенной заслуги. Всё это только средства для поддержания христианского настроения и христианской жизни, которая, однако, может быть совершенно так же чиста и при иных условиях. С другой стороны, аскеты нередко впадают в гордость и даже в манихейство. Восприняв и развивая воззрения блаженного Августина, западная церковь считала себя носительницей справедливости и добра, «царством Божиим» на земле, и высшую свою цель видела не в отречении от мира, а в его спасении. Аскетическое подвижничество вне церковной опеки представлялось для западной церкви сомнительным уже в V веке. На Западе поэтому монашество не могло остаться на том пути, на каком стояло древнее монашество и следовавшее за ним восточное. Не отрекаясь от идеалов аскетизма и созерцательной жизни, западное монашество должно было тесно сблизиться с церковью, принять участие в осуществлении её задачи — в водворении «царства Божия» на земле. Формы осуществления этой задачи изменялись с изменением исторических условий. Сообразно с этим видоизменялась организация и формы деятельности западного монашества, постоянно служившего для церкви источником свежих сил, орудием обновления и преобразования. Западное монашество почти совершенно утратило пассивный, созерцательный характер, стало деятельным, приобрело практические задачи, пережило длинную историю, какой не было у восточного монашества.