ЗиУ-9


ЗиУ-682 (также ЗиУ-9 и ЗиУ-5264) — советский и российский высокопольный троллейбус большой вместимости для внутригородских пассажирских перевозок. Эта модель троллейбуса находилась в серийном производстве с 1972 по 2015 год, перенеся несколько модификаций. ЗиУ-9 стал самым массовым троллейбусом в мире[1]; он эксплуатируется во множестве городов постсоветского пространства и в некоторых европейских и южноамериканских городах. Этот троллейбус часто появлялся в советских фильмах, ему был посвящён ряд памятников в городах бывшего СССР[⇨]. При этом некоторые исследователи общественного транспорта отмечают, что в XXI веке ЗиУ-9 устарел и троллейбусным предприятиям необходимо приобретать новый подвижной состав, чтобы заменить старые транспортные средства[⇨].

Советский городской общественный транспорт начал испытывать сильную потребность в обновлении троллейбусного парка к началу 1960-х. Устаревшая схема расположения дверей на троллейбусах МТБ-82 и ЗиУ-5 ― одна в задней части и одна — в передней ― не смогла справиться с пассажиропотоком, и хотя на основе ЗиУ-5 была создана трёхдверная модификация ЗиУ-5Е, в серию она так и не пошла, поэтому было необходимо разработать новое поколение троллейбусов[1].

Прототип ЗиУ-9 был построен в 1966 году[2]. Впервые ЗиУ-9 (вместе с автобусом ЗиУ-6) был представлен публике в июле 1971 года на ВДНХ, при этом конструкторы уже с появлением троллейбуса планировали производство автобуса на базе ЗиУ-9[3]. Эксплуатация ЗиУ-9 началась с модификации ЗиУ-682Б в Чебоксарах 16 августа 1972 года[4]. В дальнейшем (в 1976-2015 годах) на базе троллейбуса был создан ряд модификаций, обозначавшихся буквами В и Г, соответственно. В свою очередь, на основе ЗиУ-682Г были сконструированы троллейбусы подсемейства ЗиУ-682Г-016, отличавшиеся от базовой модели выносом электрооборудования из-под днища транспорта на крышу и повышенной коррозийной стойкостью и прочностью кузова[5].

В 1973 году на Заводе имени Урицкого были собраны два опытных образца (а через год ― ещё один) автобуса ЗиУ-8 (ЗиУ-5250), практически полностью унифицированного с троллейбусом ЗиУ-9. Однако автобус в серию не пошёл[6].

В 1975 году Завод имени Урицкого совместно с ВКЭИА разработал проект опытного троллейбуса ЗиУ-682Б2, который должен был стать глубоко модернизированной версией ЗиУ-682Б и быть оборудован травмобезопасными креслами и тонированными стёклами в салоне, электропневматическим приводом дверей, изменённой схемой освещения и отопления салона, доработанной приборной панелью с наличием аварийной сигнализации и прибором утечки тока, всё оборудование должно было повысить безопасность эксплуатации троллейбуса. Однако в связи с высокой нагрузкой на завод прототип ЗиУ-682Б2 построен не был, и часть технических решений опытной модели была использована при разработке троллейбуса ЗиУ-682В, чьё производство началось в конце 1975 года[7].