Золотая Нива (станция метро)


«Золота́я Ни́ва» — 13-я станция Новосибирского метрополитена. Конечная на Дзержинской линии. Расположена между действующей станцией «Берёзовая роща» и планируемой «Гусинобродская». Самая восточная станция метро в России. Проектное название — «Гусинобродская». Станция расположена в восточной части города, на территории одноимённого жилого массива, на границе Дзержинского и Октябрьского районов[6]. Обеспечивает также скоростным внеуличным транспортом жителей двух крупных близлежащих жилых массивов — Гусинобродского и Восточного[7]. Имеет 6 выходов. На станции работает только станционный путь, т. к. по состоянию на 2024 год второй (левый) тоннель ещё не пройден.


Первоначально сдать станцию планировалось в конце июня 2010 года к 117-летию Новосибирска. Её строительство вызывало большие неудобства для автомобильного движения, в основном из-за сужения улицы Кошурникова, движение по которой было ограничено с 1989 года[8]. Кроме того, при возведении использовались устаревшие немеханизированные щиты — горнопроходческий марки «ЩН-1С» и тоннелепроходческий марки «КМ-43» (1960-х годов выпуска), что сказалось как на качестве работ, так и на времени сооружения тоннелей, строительство которых велось в сложных геологических условиях — при большом объёме грунтовых вод[9].

Изначально станция была открыта 7 октября 2010 года[10] (и закрыта 26 октября 2010 года, на 30 суток, в связи с конструкционными проблемами, выявленными на перегоне станций «Берёзовая Роща — Золотая Нива»[11][12]) с одним перегонным тоннелем — правым[13]. Открытие второго тоннеля планировалось после окончания строительства следующих станций Дзержинской линии. После его открытия ожидалось, что существующий тоннель будет закрыт на реконструкцию из-за проблем с гидроизоляцией[9].

Затраты на возведение станции и прилегающих тоннелей (данные на октябрь 2010 года) составили от 5,6 до 6 млрд рублей[14] (по заявлению заказчика — 3,5 млрд рублей[15]).

Повторное открытие состоялось 9 февраля 2011 года[16]. Станция стала пятой на Дзержинской линии и тринадцатой в системе Новосибирского метрополитена.

В 1980-е годы была утверждена «Программа развития метрополитена до 2015 года», которая предполагала, что к этому сроку появятся[17]:


Отделка станции
Платформа
Прибывший поезд
Недостроенный тоннель и 2й путь
Часть путевой стены в конструкциях
Западный вестибюль (второй)
Вход № 5
Вход № 6
Восточный вестибюль (первый)
Эскалатор
Вид с эскалатора
Вестибюль