Новосибирский метрополитен


Новосиби́рский метрополите́н — скоростная рельсовая внеуличная (преимущественно подземная) общественная транспортная система на электрической тяге в Новосибирске. Является самым восточным метрополитеном в России[6]. Открылся 7 января 1986 года. После запуска стал первым и единственным метрополитеном в Сибири, а также четвёртым в РСФСР[7][a] и одиннадцатым в СССР и на постсоветском пространстве[b][8].

По длине эксплуатируемых линий занимает 155-е место в мире, одиннадцатое — среди метрополитенов бывшего СССР[c], пятое — в России. По числу станций Новосибирский метрополитен занимает 4-е место в России после метрополитенов Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода[9].

Новосибирский метрополитен включает в себя 2 линии, 24 вестибюля, 32 эскалатора (на 7 станциях), 15 подстанций (понизительные и тяговые). На 2008 год действовало 46 тоннельных вентиляционных агрегатов, 14 тепловых узлов и более 300 километров трубопроводов различного назначения[10]. Имеется и одно эксплуатационно-ремонтное депо.

Протяжённость обеих линий — 15,9 километра[11]. Интервалы движения поездов в 2019 году составляли от 3 до 13 минут в зависимости от линии и времени суток[12]. Метрополитен работает с 5:45 до 24:00[11].

По совокупности климатических условий Новосибирский метрополитен претендует на звание самого экстремального в мире, так как среднегодовая изотерма в месте его географического расположения может опускаться ниже нуля[7].

В 1954 году при разработке градостроительного плана Новосибирска было разработано и предложено три различных варианта плана развития города, каждый из которых предполагал строительство метрополитена[8]. По разным причинам, главным образом из-за введения в 1950-х годах новых нормативов по градостроительству, ни один из вариантов не был утверждён[13].


Турникеты
Автомат по продаже жетонов
Жетоны и монеты для прохода через турникеты
Вначале проход осуществлялся 5-коп. монетой (с 1986 г.)
Со 2 апреля 1991 г. проход через турникет стал стоить 15 копеек
В начале 1992 г. ввели жетоны
В 1993 г. жетоны поменяли на другие, медного цвета