Золотая баба


Золота́я ба́ба (коми Зарни ань; коми-перм. Зарни инь; хант. Сорни най; манс. Калтась-эква) — легендарный идол, предмет поклонения населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири.

Первое упоминание о золотом идоле Севера предположительно содержится в скандинавской «Саге об Олаве Святом», наиболее полно сохранившейся в составе свода Снорри Стурлусона «Круг Земной» (XIII в.). Согласно этой саге, весной 1026 года[3] норвежские викинги, которых вёл знаменитый Торир Собака, совершили поход в Биармию. На реке, которую некоторые называют Виной и отождествляют Северной Двиной[4], им удалось узнать местонахождение святилища божества местных племён бьярмов — Йомали (Юмалы) — и тайно проникнуть в него. Поражённые викинги увидели большую деревянную статую с серебряной чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша была наполнена серебряными монетами, а за ограждавшим статую частоколом находился курган, в котором золото и серебро перемешаны были с землёй[5]. Разграбив святилище и похитив ожерелье и монеты, скандинавы встретились с его вооружённой стражей и поспешно отплыли на родину[6].

Вопрос о том, возможно ли отождествить упомянутое в сагах божество бьярмов (беормов) Йомали с богиней обских угров, является предметом давней дискуссии. По мнению некоторых исследователей, первое тождественно славяно-балтскому Перуну/Перкунасу и скандинавскому Тору[8], тогда как вторая скорее может считаться воплощением Богини-матери.

Около 1420 года немецкий хронист Ульрих фон Рихенталь в своей «Хронике Констанцского собора» упомянул «лежащий за Русью» некий город «у Золотой старухи», где «поклоняются Золотой старой бабе» (guldin alt wib), якобы воздвигнутой в честь «одной старой вдовы», которая «наделила эту землю всякими благами»[10]. В соответствии с несохранившимся латинским оригиналом хроники Рихенталя, название города «у Золотой Старухи» приводится в её немецком переводе как «ad Auream Vettullam»[11].

Более подробные известия о Золотой бабе, или «Золотой старухе», появляются в книгах западноевропейских путешественников и писателей XVI века о Русском государстве. Сведения эти достаточно противоречивы.

Профессор Краковского университета доктор медицины Матвей Меховский в своём «Трактате о двух Сарматиях» (1517), основываясь на рассказах русских пленных, оказавшихся в Кракове после разгрома под Оршей (1514), помещает этого идола, которого называет Zlota baba, за Вяткой «при проникновении в Скифию»[12].