Зороастрийский храм


Зороастрийский храм – религиозное сооружение, предназначенное для отправления зороастрийского культа. Понятие зороастрийский храм включает в себя два типа сооружений, которые существует как минимум с IV века до н.э. Первый тип храмов включает в себя собственно храмы священных огней и храмы династийных или царских огней. Второй тип храма — храмы божеств с изображениями или статуями (были преобразованы в храмы огней еще в сасанидский период) и без изображений.

Несмотря на то, что в зороастризме храм как таковой рассматривается не как сакральное помещение, а как место хранения священного огня, из-за неизбежного наступления нечистоты доступ иноверцев в зороастрийский храм запрещен. Храм принято посещать в белой одежде и с покрытой головой (для женщин), в состоянии ритуальной чистоты. Обязательным условием для постройки храма является наличие источника чистой воды в непосредственной близости от храма.

Судя по сообщениям Геродота[1], еще в середине 5 века до н. э. зороастрийцы совершали моления на открытом пространстве , обращаясь к небу, а также выполняли обряды и жертвоприношения, связанные с огнем, используя огонь домашнего очага.

При ранних Ахеменидах появляются алтари огня, располагавшиеся на холмах под открытым небом. Огни, перед которыми молились цари, уже в Пасаргадах помещались на каменную подставку, что демонстрировало возвышение царя над подданными и было выражением неоспоримой власти.[2] Первые культовые постройки Пасаргад, скорее всего, были посвящены триаде наиболее значимых божеств - Митре, Анахтите и Ахура-Мазде (на этот счет высказывались разные предположения, так как сложно сказать, какие обряды проводились в данных храмах).[3]

Две таинственные постройки - Зиндан-и-Сулейман в Пасаргадах и Кааба-Зартушт в Накши-Рустаме, также, возможно, были храмами, хотя на этот счет существуют разные версии. В доказательство культового назначения говорит изображение царей в молитвенных позах перед одной из них на монетах, однако эти постройки точно не были храмами огня – следы горения на стенах отсутствуют, более того, стены построек глухие.[4]

В Сузах было раскопано культовое сооружение, относящееся ко времени правления Артаксеркса II и представляющее собой квадратную постройку, держащуюся на четырех колоннах и не имеющую крыши.[5] Храмы такого типа, чортаг, станут типичными для Сасанидского периода.