Иванов-Радкевич, Михаил Павлович


Михаи́л Па́влович Ивано́в-Радке́вич (при рождении Ивано́в; 25 сентября 1901, Красноярск, Енисейская губерния — 9 февраля 1990, Москва) — советский живописец, педагог, график, член Союза художников СССР[2].

Родился в семье духовного композитора и музыкального педагога Павла Иванова-Радкевича. У него было три брата — Константин, Александр и Николай.

Несмотря на прекрасные музыкальные способности, ещё в юности сделал выбор в пользу живописи. С 1910 по 1917 год, параллельно с учёбой в Красноярской мужской гимназии, он посещает Городскую Рисовальную школу[комм. 1][3]. Среди преподавателей школы были Д. И. Каратанов; воспитанник Московского училища живописи М. Г. Костылев; выпускник Академии художеств А. Г. Попов. В окружение отца Михаила Павловича входили профессиональные художники, которые всячески поддерживали начинания юного коллеги. С 1919 года Михаил работал в студии-коммуне, созданной в Красноярске художественным отделением профсоюза РАБИС[4]. В 1920—1921 годах учился в Томском технологическом институте на архитектурном факультете. В 1921 году переехал в Москву, где до 1923 года служил музыкантом в 17-м особом стрелковом полку войск ГПУ[5]. С 1923 по 1928 год обучался во ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе у профессора живописи А. А. Осмёркина, посещал классы известных живописцев Р. Р. Фалька и Н. П. Крымова. Руководителем дипломной работы «Труд возчика» был советский график и педагог Д. Н. Кардовский[2].

Выставляется в Москве с 1928 года. В 1937 году состоялась его первая персональная выставкаПерейти к разделу «#Первая персональная выставка 1937 года в Москве». В этом же году Иванова-Радкевича приняли в члены Московского отделения Союза художников СССР[комм. 2]. Персональные выставки его произведений в Москве также проходили в 1940 и 1964 годах[2]. С 1956 года — член Союза художников СССР.

В Едином художественном рейтинге России М. П. Иванову-Радкевичу присвоена рейтинговая категория [6] — состоявшийся профессиональный художник, востребованный художественным рынком.

В 1955 году во время выставки картин Дрезденской галереи в Пушкинском музее советским художникам было выдано 10 разрешений на создание копий. Михаил Павлович добился разрешения у аппарата Министерства культуры на 11-ю копию — «Портрет рыцаря Ордена Сантьяго» Диего Веласкеса. Копия создавалась прямо на выставке в Пушкинском музее до прихода зрителей и после их ухода, дневной свет для работы при таком графике был недоступен. Для отличия создаваемой копии от оригинала обязательным условием было незначительное изменение размера полотна.