Ивашкин, Александр Васильевич


Александр Васильевич Ивашкин (17 августа 1948, Благовещенск — 31 января 2014, Лондон) — советский и российский виолончелист, дирижёр, музыковед; доктор искусствоведения (1993).

Окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (1971) по двум специальностям: как виолончелист и музыковед. Занимался также дирижированием в Московской консерватории в классе Г. Н. Рождественского, Б. Э. Хайкина и В. К. Полянского. Кандидат искусствоведения (1979). Доктор искусствоведения (1993). В 1978—1991 годах соло-виолончель оркестра Большого театра и художественный руководитель камерного ансамбля «Солисты Большого театра» (совместно с дирижёром А. Н. Лазаревым), а также ведущий музыкальный критик журналов «Музыкальная жизнь» и «Советская музыка». В 1990—1999 годах профессор виолончели и камерного ансамбля в Университете Кентербери в Новой Зеландии. С 1999 года профессор и руководитель факультета исполнительства Голдсмит-колледжа Лондонского университета и директор Центра русской музыки при нём[1]. Гастролировал как виолончелист более чем в 40 странах. С 1995 года — художественный руководитель Международного фестиваля и конкурса виолончелистов имени Адама[2].

Как исполнитель являлся, главным образом, специалистом по музыке XX века. Им осуществлены мировые премьеры произведений Джона Кейджа, Маурисио Кагеля, Кшиштофа Пендерецкого, Арво Пярта, Эдисона Денисова, Софьи Губайдулиной, Гии Канчели, Габриэля Прокофьева, Александра Раскатова, Владимира Тарнопольского, Николая Корндорфа, Фараджа Караева, Дмитрия Смирнова, Виктора Екимовского, а также многочисленных сочинений ведущих композиторов Австралии и Новой Зеландии — Питера Скалторпа, Бретта Дина, Ларри Ситского, Джиллиан Уайтхед, Крис Кри-Брауна, Бриджид Бизли (записанных на двойном компакт-диске в альбоме «Под Южным Крестом»). Среди записей Ивашкина — все сочинения для виолончели и фортепиано Прокофьева (1994, с пианистом Тамашем Вешмашем), Александра Черепнина (1999, с пианистом Джеффри Тозером), Николая Рославца (2001, с пианисткой Татьяной Лазаревой), Рахманинова (2004, с пианистом Рустемом Хайрутдиновым); виолончельные концерты Вивальди, Гайдна, Шумана, Эльгара, Чайковского, Гречанинова, Мясковского; все виолончельные концерты Шостаковича, включая оркестровки Концерта Шумана и Концерта Тищенко; все виолончельные концерты Прокофьева; все виолончельные концерты Шнитке, включая Диалог, Концерт на Троих и Concerto Grosso № 2 (совместно с Татьяной Гринденко); все виолончельные концерты Канчели. Особое значение для Ивашкина имела фигура и музыка Альфреда Шнитке, посвятившего ему Третий гимн для виолончели в сопровождении ансамбля и сочинение для виолончели-соло «Klingende Buchstaben».