Игровой клан


Игровой клан — вид сообщества, группа людей, играющих в многопользовательскую игру в одной команде. В сетевых играх используются названия «клан» или «гильдия», а в играх с «живым» взаимодействием игроков — «команда», но самое распространённое название — «клан»[1]. Иногда встречается название «альянс»[2].

Игровой клан — один из видов социальной деятельности в онлайн-играх. Игровые кланы представляют собой модель социальных отношений в реальной жизни[3].

Кланы в процессе какой-либо игры создаются на основе знакомств игроков друг с другом. Первоначальное ядро обычно состоит из нескольких человек. Вождём клана становится лидер этого ядра. Если клан впоследствии разрастается до сотен игроков, никто не оспаривает сложившуюся систему власти. Переизбрание вождя не проводится. Основные решения принимает вождь клана. Ресурсы внутри клана перераспределяются свободно. По мнению главного редактора журнала «Лучшие компьютерные игры» Ричарда П. Смита (Андрея Ленского), в кланах царит игровой коммунизм и подобие семейных отношений. При попытке объединения кланов часто возникают конфликты между вождями по поводу лидерства в новом союзе, поэтому кланы редко идут на постоянный союз, но охотно объединяются для достижения временных целей. Клан как вид сообщества отвергает формальные взаимоотношения в пользу личных и сложившихся в силу традиций, что отличает его от государственного механизма[1]. Попытка клана доминировать в игре может встретить скоординированное сопротивление остальных кланов, что делает маловероятной абсолютную диктатуру одного клана[4].

Клановое движение имеет свои достоинства и недостатки. С одной стороны, складываются сильные и сплочённые команды, с другой — в играх с развитой клановой системой игрокам-одиночкам очень тяжело выжить без присоединения к клану[2].

Внутри кланов (другое название — гильдии) многопользовательских ролевых онлайн-игр существует своя иерархия: мастер — создатель клана, выполняющий функцию управления; маршал — заместитель мастера, имеющий также право принимать или исключать игроков из клана, и офицеры клана — самые опытные игроки, которые следят за порядком, организовывают прохождение квестов и ищут новых участников для клана. Численность кланов колеблется от 8-10 до нескольких сотен игроков. Внутри кланов формируются социальные структуры со своим этикетом, правилами поведения и даже системой речевых кодов[5].

В некоторых играх кланы классифицируют по профессиональной сфере: боевые кланы, торговые кланы и ремесленные кланы. В других играх возможно совмещение профессиональных функций в одном клане. Автор журнала «Лучшие компьютерные игры» Алексей Шуньков (Stager) предлагает классифицировать кланы по их целям: одни играют для удовольствия, другие — на результат[6].