Иегуда бар-Илай


Иегуда бар-Илай (евр. יהודה בר־אלי) — таннай, живший в середине II века, ученик Рабби Акивы и Рабби Тарфона[англ.][2]; наставник Иегуды Га-Насси[3].

Большей частью Иегуда бар-Илай называется в Талмуде сокращенно рабби Иуда. После того как он получил рукоположение от Иуды бен-Бава[англ.], он был вынужден оставить Палестину на все время гонений Адриана. Он тогда переселился, по-видимому, в Александрию и успел там сблизиться с местными евреями и изучить их быт и нравы[4]. Он относился к александрийским евреям лучше, чем другие учёные его времени, которые не были расположены к ним за их слишком большое увлечение эллинизмом. И., например, считал храм Онии в Гелиополисе священным и построенным в честь Бога[5][6][7].

Родиной Иегуды бар-Илая был город Уша, куда собрались законоучители после прекращения гонений. Иегуда бар-Илай был избран председателем собрания и, как местный ученый, приветствовал собравшихся[8]. Несмотря на большие лишения, которые он претерпел благодаря римлянам, он был на них менее озлоблен, чем его товарищи. Последние видели в римлянах одно лишь плохое, но Иегуда говорил: «Какие прекрасные и полезные учреждения у этой нации»[9]. У Иегуды бар-Илая были знакомые среди римских матрон, и он часто беседовал с ними на разные темы. Одна из них, обратив внимание на необыкновенно здоровый вид Иегуды, спросила его о причине этого. Он ответил, что только наука поддерживает его дух, как сказано[10]: «Премудрость человека светится из лица его»[7][11].

Иегуда бар-Илай отличался скромностью не только в пище, но и в одежде. Один плащ который его жена лично соткала из купленной шерсти, служил им обоим для облачения: он его надевал во время молитвы, она — когда отправлялась на рынок. Однажды в день поста было замечено отсутствие Иегуды на общественном богослужении. Ему был послан новый плащ, но он отказался от подарка[7].

Скромность и простота Иегуды бар-Илая доходили до того, что он сам носил с собою каждый раз стул, когда отправлялся в бет-гамидраш, приговаривая при этом: «Велико значение труда, так как только он делает честь человеку». Отношения его с людьми были самые простые и братские[12]. Он находил слово защиты и утешения и для ам-гаареца. Учёным же он часто напоминал, что каждый грех им зачтется в большей степени, чем невежде[13]. Свою любовь к труду он еще энергичнее выразил в следующем изречении: «Всякий, кто не обучает своего сына ремеслу, этим самым как бы толкает его на грабеж»[7][14].

Более трёх тысяч его галахических и аггадических определений сохранились в Мишне и Барайте[англ.]*. Благодаря глубине знаний и своей многосторонности Иегуда бар-Илай по всякому поводу говорил первым среди своих коллег и за это был назван «главным оратором во всех случаях»[15]. Он был очень близок с патриархом Раббан-Симоном бен-Гамлиил и считался у него домашним учителем[16]. Учеником Иуды был также будущий редактор Мишны, патриарх Иуда I[7][17].