Иж-2126


Иж-2126 «Орбита» (до 2000 г.) «Ода» (с 2000 г.) — советский и российский автомобиль малого класса, выпускавшийся «ИжАвто» в период с 1990 по 2005 год. Представляет собой II поколение легковых автомобилей Ижевского автомобильного завода и является "преемником" модели Иж-2125.

Семейство моделей Иж-2126/2717/21261 является первым, самостоятельно разработанным автозаводом «Ижмаш», в отличие от семейства моделей предыдущего поколения Иж-2125/2715, созданных на основе автомобиля, разработанного на МЗМАМЗМА-408 (412).[2]

Особенностями данного поколения являются ведущие задние колёса на основе зависимой задней подвески, что отличает его от его ровесников разработок ЗАЗ, АЗЛК и ВАЗ, которые перевели свои автомобили на переднеприводную компоновку. В серийное производство семейство вынужденно было запущено с применением передних фар большей длины — от семейства моделей «Лада Спутник».

В начале-середине 1970-х годов в Ижевске в инициативном порядке велись экспериментальные разработки переднеприводных конструкций — в частности, можно назвать такие прототипы, как Иж-13 «Старт». Однако в то время эта линия не получила продолжения из-за недостатка финансирования и отсутствия внимания со стороны руководства отрасли.

Ижевские конструкторы пришли к выводу, что при условии применения на заднеприводном автомобиле современных на тот момент конструктивных решений, таких как подвеска типа «макферсон», замена стальных и чугунных узлов на детали из легких сплавов и пластмасс, использование улучшающих аэродинамику элементов, переднеприводная схема не имеет решающего преимущества перед заднеприводной с точки зрения массы, компактности и топливной экономичности автомобиля. Отмечавшийся же в литературе тех лет выигрыш в массе на 6-10 % при переходе от заднеприводной схемы к переднеприводной с поперечным силовым агрегатом относится лишь к случаю сравнения тогдашних современных моделей со спроектированными за 10-15 лет до этого (например, ВАЗ-2108 с ВАЗ-2106), и характеризует не столько компоновочную схему, сколько весь комплекс применённых в новых моделях конструктивных и технологических решений в целом.[3]

Кроме того, имевшиеся в распоряжении конструкторов двигатели производства Уфимского завода, рассчитанные на старые заднеприводные модели, имели большие габариты и не позволяли создать достаточно компактный силовой агрегат для переднеприводного автомобиля. По прикидочным расчётам, применение переднеприводной схемы при использовании имевшегося в наличии двигателя привело бы к снижению массы автомобиля не более, чем на 15-20 кг по сравнению с заднеприводным вариантом, что соответствует снижению расхода топлива всего на 0,27…0,44 % в зависимости от режима движения.[3]