Изобразительное искусство Ленинграда


Изобразительное искусство Ленинграда — важная составная часть российского советского искусства XX века, по выражению В. А. Гусева и В. А. Леняшина, «один из самых мощных его потоков». Устоявшееся понятие, включающее в себя особенности творческой жизни и достижения нескольких поколений ленинградских художников — живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства 1917—1990-х годов[1].

Революционные события 1917—1918 годов изменили течение художественной жизни Петрограда. Они затронули Академию художеств, выставочную и творческую жизнь, деятельность художественных объединений, вопросы художественной практики и теории. В Академии художеств занятия студентов были прерваны на год и возобновились лишь осенью 1918 года. Декретом СНК от 12.04.1918 г. Академию художеств как академическое собрание была упразднена, тем же декретом вместо ВХУ были образованы ПГСХУМ. Их организация была поручена отделу изобразительного искусств Наркомпроса, руководимого представителями «левых». На 15 лет Академия стала ареной острой борьбы по вопросам о путях перестройки художественного образования и развития советского искусства. 12 апреля 1918 года СНК принял и декрет «О памятниках республики», вошедший в историю как ленинский декрет «о монументальной пропаганде». Он предусматривал снятие памятников, «воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработку памятников Российской социалистической революции»[2].

Несмотря на сложности, вызванные сменой власти, гражданской войной и иностранной интервенцией, в Петрограде продолжалась деятельность художественных объединений «Мир искусства», «Товарищества передвижных художественных выставок», «Общества имени А. И. Куинджи», «Общины художников», «Общества художников-индивидуалистов». В 1922 году возникает АХРР, её петроградский филиал возглавил художник Н. И. Дормидонтов. Участниками петроградских выставок 1917—1923 годов были художники Н. И. Альтман, М. И. Авилов, И. И. Бродский, Б. Д. Григорьев, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, Н. Н. Дубовской, О. Э. Браз, К. Е. Маковский, Б. М. Кустодиев, С. Т. Конёнков, Г. К. Савицкий, Н. С. Самокиш, А. А. Рылов, С. Ю. Жуковский, В. А. Кузнецов, В. В. Кандинский, А. Н. Бенуа, В. Д. Баранов-Россинэ, П. Н. Филонов, К. С. Петров-Водкин, Н. К. Рерих, М. З. Шагал, К. С. Малевич, М. В. Добужинский, А. А. Киселёв, И. Я. Билибин, З. Е. Серебрякова, П. Д. Бучкин, Ю. П. Анненков, А. Н. Бенуа, Р. Р. Френц, А. Я. Головин и другие. Представляя все основные направления и течения современного искусства, они были для некоторых ключевыми фигурами мировой величины.