Инструментовка


Инструментовка, оркестровка — изложение музыкального произведения в партитуре для ансамбля или оркестра[1][2].

Традиционная (принятая у многих композиторов XIXXX веков) практика инструментовки выглядит как переложение клавирного наброска (клавираусцуга) в нотный текст специального типа — партитуру. Процесс инструментовки требует от композитора (любого инструментатора) знания специфики музыкальных инструментов — их технических возможностей, исполнительских приёмов, устройства. Чем глубже это знание, тем ярче и выразительней звучит оркестровая партитура. Признанными мастерами инструментовки были романтики Гектор Берлиоз и Рихард Вагнер, импрессионисты Клод Дебюсси и Морис Равель, Николай Римский-Корсаков, Рихард Штраус, Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Эдисон Денисов, Николай Корндорф и другие композиторы.

Музыканту, инструментующему чужие произведения, необходимо не только хорошо понимать выразительные возможности используемых инструментов и учитывать способность их взаимосочетания, но также глубоко проникать в творческий стиль композитора[3]. Примером инструментовки чужого произведения являются оркестровки цикла фортепианных пьес «Картинки с выставки» русского композитора Мусоргского, из которых наибольшую известность приобрела оркестровка Мориса Равеля.

В более общем смысле оркестровка также относится к повторной адаптации существующей музыки к другой среде, в частности к полному или сокращенному оркестру. Существует два основных вида адаптации: транскрипция, которая следует за оригинальной пьесой, и аранжировка, которая имеет тенденцию изменять важные аспекты оригинальной пьесы. С точки зрения адаптации, оркестровка применяется, строго говоря, только к сочинению для оркестра, тогда как термин «инструментация» относится к инструментам, используемым в текстуре произведения. В изучении оркестровки — в отличие от практики — термин «инструментация» может также относиться к рассмотрению определяющих характеристик отдельных инструментов, а не к искусству комбинирования инструментов[4].

В коммерческой музыке, особенно в музыкальном театре и кино, часто используются независимые оркестраторы, потому что трудно уложиться в сжатые сроки, когда один и тот же человек требуется и для сочинения, и для оркестровки. Часто, когда сценический мюзикл адаптируется к фильму, например, «Камелот» или «Скрипач на крыше» , оркестровки для киноверсии заметно отличаются от сценических. В других случаях, таких как Evita, их нет, и они представляют собой просто расширенные версии тех, которые используются в постановке.