Информационное пространство


Информационное пространство — пространство, в котором создается, перемещается и потребляется информация[1]. Представляет собой совокупность результатов семантической деятельности человечества; «мир имён и названий», сопряженный онтологическому[2].

Термин имеет выраженную многозначность и используется в физике и философии (в переносном или идеалистическом смысле)[3][4]. Вместе с тем по мнению Сергея Переслегина, данное понятие также получило развитие в пара- и псевдонаучных исследованиях[4].

И. А. Добровольская указывает, что в научной среде понятие «информационное пространство» было впервые использовано редактором журнала «Информационные ресурсы России» О. В. Кедровским[5]. Анализ различных источников выявил целый ряд формулировок определения, например[5]:

И. А. Добровольская указывает, что существующие определения даются либо с точки зрения гуманитарного подхода, либо с точки зрения технического подхода. При техническом подходе информационное пространство рассматривается в организационно-техническом аспекте и привязано к каналам распространения данных, тогда как при гуманитарном подходе объекты информационного пространства имеют человеческую природу[5].

По мнению Сергея Переслегина, «будучи первичным понятием, информационное пространство не может быть строго определено и задается в виде диалектического противопоставления материальному, физическому, предметному пространству»[2].

Помимо информационного пространства существует ряд смежных понятий, таких как «информационная среда», «информационное поле», которые часто употребляются как синонимы, хотя такое употребление оспаривается[6].