Иона (Маравгин)


Епископ Иона (полное имя Мар Ионан бар каша Марогулов; между 1835 и 1840, область Тергавар — 23 апреля (6 мая1910, село Супурган  (англ.)) — епископ Русской православной церкви, епископ Урмийский и Супурганский.

Родился в горной области Тергавар к западу от города Урмия (ныне остан Западный Азербайджан в Иране) в потомственной семье священников, из которой по обычаю, существовавшему в Ассирийской Церкви, избирался ребенок-назорей (нзира) для воспитания и последующего возведения на епископскую кафедру. С детства он носил титул «натыр курси», что означает «хранитель престола», то есть епископского кресла. Получил хорошее домашнее образование. Когда ему исполнилось 15 лет, его семья переехала в село Супурган[1].

В молодости он уходил в горы и молился в сообществе с жившими там пустынниками. О суровости их обхождения с учениками-раббанами рассказывал русским миссионерам епископ Мар-Авраам, со слов которого игумен Пимен (Белоликов) записал: «В великом посту по несколько суток не вкушали хлеба, большую часть дня употребляли на молитву. Но и ночью главный подвижник ударял меня в ребро, громкими песнопениями будил на молитву»[2].

В 1850-х годы был посвящён в сан диакона и иерея Ассирийской Церкви Востока, затем возведён в степень архидиакона. В 1862 году в списке урмийского духовенства упоминается Аркян Ионан, кандидат во епископа, проживающий в селе Супурган[1].

В июне 1874 году патриарх-католикос Ассирийской Церкви Востока Мар Шимун Рувил поставил Ионана во епископа северной части Урмийской области Персии с кафедрой в селе Супурган. В состав его епархии входило 40 селений, где проживало до 10 тысяч ассирийцев[1].

В 1870-е годы выразил желание объединиться с Русской православной церковью[1]. Как комментировал архимандрит Пимен ситуацию, сложившуюся в то время, − «у сирийцев этой области не было того сурового фанатизма, какой замечается в сирийцах, несторианах Турции, живущих в Ванском вилайете под руководством патриарха всех несториан Мар Шимуна. Ещё сто лет тому назад многие персидские несториане считали себя ионийскими, то есть греческими христианами»[2]. По некоторым сведениям, в 1870—1880-х годы инкогнито посещал Россию. С 1890-х годов открыто искал возможность присоединения к Православию, став главным в Ассирийской церкви сторонником сближения с Русской православной церковью. Направлял в Тифлис и Санкт-Петербург с посланиями на имя императора и в Святейший Синод[1]. Святейший Синод определением от 16—27 марта 1895 года постановил послать к персидским сиро-халдеям особую миссию для ознакомления с их вероучением и для наставления их в православии. Выбор пал на настоятеля эриванского собора Виктора Синадского и одного из уездных эриванских священников, Симеона Алаверанова, знающего язык сиро-халдеев[3].