Иосиф Вриенний


Иосиф родился в 1359 году в Константинополе[3][4]. В молодости он был принят в число братий Студийского монастыря[3], где впоследствии принял монашество[4]. В 1381 по настоянию Константинопольского патриарха Нила Керамея, Иосиф перебрался жить на остров Крит, где проводил миссионерскую деятельности на протяжении 20 лет[2][4]. Иосиф постарался сделать там некоторые реформы, для улучшения дисциплины клира и монашества. Кроме этого он еще старался проводить полемическую деятельность против католического учения[4]. Однако со временем у него начали появляться конфликты с местными жителями и монахами, которых он постоянно укорял в различных недостатках. Это содействовало тому, что в 1402 году Иосифу пришлось покинуть пределы Крита и вернуться обратно в Константинополь[4]. Там он занимал довольно значимую должность при императорском дворце. В то время активно обсуждался вопрос по поводу заключения унии с католиками. Однако Иосиф выбрал строгую позицию против унии. Он говорил, что можно объединиться с католиками только в том случае, если они откажутся от учения о филиокве и употребления опресноков за службой[4]. Свои взгляды Иосиф подтвердил в 1422 году в присутствии императора Мануила Палеолога. Также им было произнесено множество проповедей, где он опровергал католическое учение[4].

Руке Иосифа Вриенния принадлежит множество сочинений. Самые известные его труды это «Диспут с Максимом Хрисовергом», который описывает состоявшийся в 1400 году диспут Иосифа с перешедшим в католичество греком Максимом, а также «Сорок девять глав», которые представляют из себя сборник проповедей, произнесенных на Крите[4].