Иранский национализм


Иранский национализм (перс. ملی‌گرایی ایرانی‎) — светская идеология политических и общественных движений, а также отдельных граждан, определяющих свою национальную принадлежность как иранцы, основанная на любви к иранской культуре, иранским языкам и истории, а также чувстве гордости за Иран и иранский народ. В то время как национальное самосознание в Иране можно проследить на протяжении веков, иранский национализм получил распространение главным образом с XX века.[1] Во многом близок к паниранизму, но не полностью синонимичен ему.

Во время правления династии Пехлеви (1925—1979) иранский национализм активно поддерживался правительством как альтернатива просоветским левым, прозападным либеральным и исламистским настроениям. После иранской революции 1979 года и установления Исламской Республике Иран иранский национализм лишился государственной поддержки и стал во многом идеологией оппозиционно настроенной по отношению к режиму аятолл части иранского общества. Всплеск национализма произошёл после студенческих протестов в Иране в июле 1999 года[англ.].

Идея Ирана как религиозной, культурной и этнической реальности восходит к концу VI в. до н. э. Как политическая идея, она впервые появилась в двадцатых годах III в. н. э. как неотъемлемая черта сасанидской пропаганды[2].

Иран III века был потрясён конфликтом между универсализмом и национализмом, который наиболее ярко проявился в религиозной и культурной сфере. Исход этого конфликта хорошо известен: манихейский универсализм уступил национализму зороастрийских магов. Иранская идентичность, которая до этого момента по существу состояла из культурного и религиозного характера, приобрела определённую политическую ценность, ставя Персию и персов в центр Эраншахра, иными словами, в центр государства. Эта идеология становилась всё более и более подчёркнутой в течение сасанидского периода, достигнув своего апогея в долгое правление Хосрова I (531—579). Конечно, экономические и социальные факторы способствовали победе более сильных классов в обществе, которое основывалось главным образом на сельском хозяйстве, а именно на классах аристократов-землевладельцев и воинов и магах (духовенстве)[3].

Иранская идентичность оказалась под угрозой после падения империи Сасанидов и завоевания Ирана арабами-мусульманами. Шуубия — отрицание исключительных прав арабов на господство в халифате и привилегированное положение в умме — во многом стала реакцией персидских мусульман на растущую арабизацию ислама в IX и X веках на территории современного Ирана. В первую очередь это касалось сохранения персидской культуры и защиты персидской идентичности. Некоторые из известных иранских деятелей шууби — Башшар ибн Бурд, Исмаил Нисаи, Зейад-э-Аджам, Хиссам ибн Ада, Абулхассан Али Мадаини, Абу Хатам Саджестани, Ибрахим ибн Мамшад и Абу Абдулла Мухаммед Марцбани. Многие считают поэтом-шууби и Фирдоуси.