Исаак Исраэли


Исаа́к бен Соломо́н Исраэли́ (ивр. ר' יצחק בן שלמה הישראלי ‎ — Ицха́к бен Шломо́ ха-Исреэли́, араб. إسحاق بن سليمان الإسرائيلي‎; Исаак Израэли Старший[3]; около 850, Египет — 950, Кайруан, Тунис) — египетский и еврейский врач, философ-неоплатоник и комментатор Писания. Считался одним из великих врачей средневековья. Автор трактатов по медицине, философии, логике и метафизике на арабском языке.

Родился в Египте и начал свою медицинскую карьеру как окулист. Считался человеком, «знающим все семь наук»[4]. В возрасте около 50 лет переехал в Кайруан (совр. Тунис), где изучал медицину под руководством Исхака ибн Имрана[en][4]). В Кайруане достиг апогея своей врачебной славы, и написанные им там сочинения на арабском языке были признаны мусульманскими медиками «дороже драгоценных камней»[4]. Его лекции привлекали огромное число слушателей. Около 904 года получил пост придворного медика у последнего аглабидского правителя Зиядет-Аллаха. Спустя пять лет, когда халиф Убайдаллах аль-Махди, основатель династии Фатимидов, овладел Северной Африкой, столицей которой был Кайруан, Исраэли перешёл к нему на службу[4].

Халиф чрезвычайно полюбил общество своего врача, восторгаясь его остроумием, находчивостью и глубокими познаниями. По требованию аль-Махди Исраэли составил на арабском языке несколько медицинских сочинений, которые в 1087 году были переведены на латинский язык монахом Константином Карфагенским, объявившим себя их автором. Прошло свыше четырёх столетий, пока лионский издатель этих трудов (1515) не раскрыл плагиата и издал труды Исраэли под заглавием «Opera omnia Isaci», причём сам впал в заблуждение, приняв в сборник и приписав Исраэли, среди прочих, ряд исследований других врачей.[4]

Исраэли стал основоположником медицинской школы, из которой вышли Дунаш ибн Тамим[ar] и известный арабский врач Ибн аль-Джаззар[en], и первым евреем — автором медицинских трудов на арабском языке. Исраэли является также родоначальником неоплатонизма в еврейской философии.

Исраэли поддерживал связь с великими еврейскими мудрецами своего поколения, такими как рабби Саадия Гаон, который интересовался его мнением по различным вопросам.

Исаак Исраэли определял философию в качестве приближения к Богу. Он подчеркивал свою веру в Сотворение мира из ничего (ex nihilo). По его мнению, причина существования мира — мудрость и благость Творца, которые Он желал проявить в мире.