Искупление в христианстве


Искупление (ивр. ge'ullah‎, греч. ἀπολύτρωσις, λύτρωσις, лат. redemptio — освобождение за выкуп[1]) — богословская доктрина избавления грешного человеческого рода от власти греха (зла), вечной смерти, ада и диавола, совершённого жизненным подвигом, страданиями, крестной жертвой и воскресением Иисуса Христа[2][3]. Искупление является одним из аспектов в учении о спасении человечества. Существуют юридическая, нравственная и «органическая» теории искупления[4].

Ветхий Завет подразумевает под искуплением (в иудаизме — геулла) выкуп в юридическом смысле. Земля обетованная и народ Израиля являются собственностью Бога, поэтому вынужденная продажа семейного надела предполагала возможность его возвращения посредством выкупа, который мог внести ближайший родственник (букв. «искупитель») или сам продавший, либо надел возвращался хозяину каждые 50 лет в юбилейный год (Лев. 25:25—28). Также обедневший член общины Израиля, вынужденный продать себя в рабство, мог быть выкуплен (Лев. 25:48, 49) ближайшими родственниками, имел право сделать это самостоятельно, либо освобождался в юбилейный год (Лев. 25:40, 41, 54)[2].

Также в Ветхом Завете искупление являлось выкупом, который иудеи приносили за своих первенцев. Благодаря этому выкупу, первенцы, которые должны были быть посвящены на служение Богу в храме, освобождались от этого служения[4].

Также искуплением называется избавление евреев от вавилонского порабощения Богом (Ис. 41:14, Ис. 43:14, Ис. 44:6, Ис. 48:17, Ис. 49:7, Ис. 54:5, Ис. 60:16), когда Бог сойдет, как Мессия, к своему народу (Ис. 59:20)[5].

В Новом Завете концепция искупления получает новое содержание, осмысление и выражение в связи с событиями воплощения, крестной смерти и воскресения Иисуса Христа[2].

В Новом Завете об искуплении как о цели миссии Иисуса Христа сказано лишь однажды в Евангелии от Матфея:[2]