История догматов


«История догматов» (нем. Der Dogmengeschichte) — теологический трактат по церковной истории немецкого либерального лютеранского теолога Адольфа фон Гарнака, где изучено происходжение христианской догматики, опубликованный им в 1889 году.

Христианство Гарнак определяет как веру в Бога как Отца Иисуса Христа. Догматы он трактует как положения веры, сформулированные и принятые Церковью. История догматов не тождественна истории христианства и начинается в III веке, когда Христос был воспринят как Логос. Конец истории догматов Гарнак связывает с Реформацией, поскольку тогда институт Церкви от имени которой могли бы формироваться новые догматы был подвергнут критике. Гарнак критикует представление о догмате как о «чистом изложении Евангелия». «Освобождение церкви от догматического христианства» он называл благом и эмансипацией. Вместе с тем, догматы никогда не скрывали «основные мысли Евангелия», которая заключается в познании Бога посредством молитвы и дел. Гарнак задается вопросом о различении в христианстве «своего» и «заимствованного» (суеверий). Он обращает внимание, что христианство стало всемирной религией «на греко-римской почве», хотя изначально Евангелие было возвещено лишь иудеям. Суть Евангелия Гарнак сводил к трем аспектам: владычество Бога (монотеизм), заповедь любви и прощение грехов. Первым богословом христианской общины он называет Павла, который выделил христианство из иудаизма (окончательное размежевание произошло после падения Иерусалима). Именно Павел акцентировал внимание на искупительной миссии (смерти и воскресении) Иисуса Христа. Четвертое (несиноптическое) Евангелие позже посланий Павла и адаптирует эллинистическую идею Логоса (предвечность и богоравность бытия Иисуса Христа), хотя в синоптических евангелиях присутствует масса мест, где Христос описан как человек. При этом Гарнак замечает, что современный апостолам иудаизм был уже неоднороден (в качестве аргумента упомянут Филон Александрийский).