Иудаика


Иуда́ика (лат. judaica, букв. «иудейские») — «наука о еврействе», раздел гуманитарных исследований, направленных на изучение религии, истории, культуры и быта еврейского народа.

В иудаику входят и исследования таких областей, как еврейская философия, еврейское право, анализ таких еврейских текстов, как Танах, Мишна, Талмуд, Мидраш, а также еврейских мистических текстов, относящихся к области Каббалы, еврейская литература — древняя и современная, еврейские языки (иврит, идиш, ладино, еврейские диалекты арамейского и др.).

Впервые это понятие начало использоваться в Германии в начале XIX века членами движения «Еврейское просвещение»[1] (Wissenschaft des Judentums, дословно «наука об иудаизме»). Их целью было представить иудаизм просвещенной Европе того времени, а также исследовать его рациональными научными методами.

Иудаика на русском языке является довольно новой областью в Российской империи. Одна из первых уникальная коллекция иудаики, например, была собрана в 1912—1914 годах в этнографических экспедициях по «черте оседлости» под руководством С. Ан-ского при участии С. Б. Юдовина в качестве фотографа. Ими были сделаны около 2 000 фотографий евреев, синагог и их интерьеров, надгробий на еврейских кладбищах, иллюминированных рукописей, декорированной ритуальной утвари, предметов традиционного еврейского быта и многих других вещей. Коллекция Ан-ского произвела огромное впечатление на еврейскую интеллигенцию в России и вызвала сильный рост интереса к еврейскому народному искусству. Крупнейшим еврейским историком, работавшим в России, является эмигрировавший из СССР в 1922 году Семен Дубнов.

В Советском Союзе в первые десятилетия его существования, были представлены различные области иудаики, как правило вне университетов и академических институтов[источник не указан 4484 дня]. Однако, начиная с тридцатых годов, эти области были запрещены как отдельные области знаний, а научные центры были разгромлены[2]. В СССР иудаика не существовала как научное направление. Специалистов в области иудаики практически не готовил ни один советский университет или иной ВУЗ[3].

Тем не менее, существовали отдельные исследователи, которые публиковали работы по иудаике (в основном по еврейской истории) и в советское время. Например, одним из видных исследователей еврейской истории, жившем и работавшем в СССР, был Саул Боровой[4].